В Москве объединят более 40 школ, которые не только не набрали первые классы, но и показывают плохие результаты. Власти предложили слить их с сильными, куда в этом году была очередь ( см. "РГ" 3.04 с.г.)
По словам представителя Департамента образования Александра Гаврилова, цифра может незначительно меняться. На сегодня приняты решения по Южному округу, там будет реорганизовано шесть школ. В Юго-Восточном округе объединят 13 школ, в Восточном - 4, в Северо-Восточном - 3, в Северо-Западном - 2, в Западном - 6, в Центральном округе - 4, в Зеленограде - 3. Сейчас появилась информация по Северному округу: к объединению готовятся школы 1454 и 216.
Родители учеников из более сильной 1454-й школы не довольны - в 216-й школе полно двоечников и работают три коррекционных класса. Если повысить планку, этим детям будет сложно заниматься. "Для нас все дети равны, - пояснил Александр Гаврилов. - Для детей с особыми образовательными запросами будут сохранены все условия". Родителей пугает и возможное переселение в здание слабой школы. Оно, к слову, находится возле железнодорожной станции и гораздо дальше от метро, чем их родная школа.
"Все здания объединяемых школ будут расположены максимально близко друг к другу. Совсем не обязательно, что с 1 сентября вся школа куда-то переедет. Возможно, в каких-то школах просто будут открыты дополнительные первые классы: четыре останутся в старом здании, а два будут сидеть в присоединенном. Можно сказать, на правах аренды. Причем учителя у первоклашек будут из сильной школы, а если там их не хватит, мы наберем новых", - пояснил Гаврилов. По статистике, только 20-30 процентов учителей слабых школ могут работать лучше. Хотелось бы надеяться, что в городе найдутся одновременно 500-600 педагогов, которые смогут заменить слабых учителей.
Родители объединяемых школ собирают подписи под обращениями протеста, а чиновники этому удивляются: есть решения совета трудового коллектива обеих школ и управляющего совета, где черным по белому сказано - все "за". Недовольных от этого, конечно, меньше не станет, но ясно, что часть вопросов родителям надо предъявлять к директорам обеих школ.
В Департаменте пояснили, что есть школы, которые вместо двух первых классов набрали пять-шесть, и в старых зданиях детям не разместиться. В то время как в некоторых школах учатся по 200-300 человек. К слову, у школы N 548, которой руководит Ефим Рачевский, пять зданий, и готовится решение о передаче шестого.
Новые правила финансирования, которые сейчас поставили слабые школы в трудное положение - нет учеников, нет денег, - помогут найти квалифицированных педагогов. Ведь у школы, где много учеников, больше возможностей платить учителю высокий оклад. Но до какого предела можно объединять школы? В Юго-Восточной Азии есть школы, где учатся 2000-3000 учеников, в Европе больших школ вообще нет, а в Канаде, если учитель не набрал учеников, то считается в резерве до тех пор, пока в школу не придут дети.
Совсем не факт, что к 1 сентября объединение школ завершится юридически. Единого рецепта для всех нет. Но расстаться с плохими учителями в слабых школах не составит труда: при реорганизации надо лишь за два месяца предупредить увольняемого.