Что ни говори, а приятно наблюдать, что газету читают, к опубликованному слову прислушиваются. Более того, власть имущие реагируют на газетные выступления...
Судя по реакции читателей и публикациям, статья "Конкуренты с манерами благодетелей" (см. "РГ" от 27 декабря 2011 года) не осталась незамеченной. Рассказанная в ней ситуация задела многих. Напомним, речь в ней шла о поглощении, по сути, французской компанией "Шнейдер Электрик" российского ЗАО "ТК "Электрощит - ТМ Самара".
Обе компании специализируются на производстве электротехнического оборудования. "Шнейдер Электрик" в этом деле - признанный мировой лидер. Но и наш "Электрощит" - одна из лучших компаний страны. Она успешно развивается. В ней трудятся около 10 тысяч человек. И самое главное - компания производит электротехническое оборудование 04-220 кВ для всех буквально отраслей экономики и обеспечивает его сервисное обслуживание.
На сегодняшний день, заметим, "Электрощит" остался единственным в России предприятием, обладающим опытом самостоятельного конструирования электрооборудования. Его конструкторская служба ежегодно внедряет в производство от 5 до 20 новых изделий. А доля их выпуска в производстве составляет почти 75 процентов. В последнее время компания интенсивно работает в области создания новых конструкций электрических аппаратов и малогабаритных КРУ.
А фирма "НТЦ "Механотроника", входящая в группу компаний "Электрощит", - вообще уникальное производство. Тут разрабатывают и выпускают микропроцессорные устройства релейной защиты. Они обеспечивают работу всей технологической цепи электроснабжения не только на энергетических объектах гражданского назначения, но и на оборонных объектах, предприятиях военно-промышленного комплекса, линиях электропередачи, электростанциях, электродвигателях... То есть повсюду.
Вот этот лакомый кусочек нашей промышленности и решил прибрать к своим рукам французский "Шнейдер Электрик". Сначала он получает 50 процентов акций российского предприятия, хотя замахивался на все 100. Но этому помешал закон, так как "Электрощит" выполнял работы для нужд атомной отрасли страны и участвовал в реализации контрактов минобороны на поставку оборудования.
Но французская компания не успокоилась на этом. Создав в конце 2010 года на базе ЗАО "ТК Электрощит - ТМ Самара" совместное российско-французское предприятие, она начала просто уходить от направлений работы, связанных с выполнением заказов предприятий атомной промышленности и минобороны. И в конце прошлого года уже обратилась в ФАС за разрешением на приобретение 100 процентов акций российского предприятия.
Публикацию "РГ" заметили в Госдуме. Первый заместитель председателя Комитета по обороне Виктор Заварзин попросил в письме, направленном вице-премьеру Дмитрию Рогозину, разобраться, как повлияет на уровень обороноспособности и безопасности страны эта сделка.
Но особо порадовали в этой ситуации работники ФАС. Рассматривая ходатайство компании "Шнейдер Электрик", они установили, что ряд предприятий, входящих в ЗАО "Группа компаний "Электрощит" - ТМ Самара" и находящихся под его контролем, имеют лицензии и, цитирую, "осуществляют виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". В частности, ООО "Русский трансформатор" и "НТЦ "Механотроника" имеют лицензии на конструирование и изготовление оборудования для атомных станций.
Исходя из этого и других выявленных фактов, ФАС принял решение: приостановить рассмотрение ходатайства компании "Шнейдер Электрик" о приобретении 100 процентов акций ЗАО "ТК "Электрощит - ТМ Самара". Указав при этом, что эта сделка подлежит предварительному согласованию в соответствии с требованиями Закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". То есть на эту сделку должно быть получено добро комиссии правительства РФ.
А комиссия, которая была создана вице-премьером Дмитрием Рогозиным после обращения к нему первого зампреда Комитета по обороне Виктора Заварзина, пришла к таким выводам: "ЗАО "ТК "Электрощит - ТМ Самара" и ООО "НТЦ Механотроника" являются современными предприятиями на рынке электротехнической продукции. По информации Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский электротехнический институт имени В.И. Ленина", ориентировочный охват рынка ЗАО "ТК "Электрощит - ТМ Самара" приближается к трети объема находящейся на нем продукции. И "переход этих предприятий под полный контроль компании "Шнейдер Электрик" может означать передачу французской компании существенной части рынка сбыта продукции, являющейся основой для проведения модернизации подстанций распределительной сети напряжением до 220 кВ Российской Федерации". Эта сделка может повлиять также на проведение научных разработок и реализацию инновационных проектов отечественных НИИ, а также на численность работников данных предприятий.
Кроме того, лишение в июле 2011 года предприятия ЗАО "ТК "Электрощит - ТМ Самара" лицензии на проведение работ в области ядерной энергетики и оборонно-промышленного комплекса может привести к несвоевременному выполнению гарантийных и сервисных мероприятий на уже поставленном оборудовании.
Учитывая изложенное, комиссия считает, что нецелесообразно поддерживать ходатайство о приобретении французской компанией "Шнейдер Электрик" 100 процентов акций ЗАО "ТК "Электрощит - ТМ Самара".
Но французскую компанию и это не останавливает. Она действует напролом. После решения ФАС ее представители пришли в агентство, где, по словам работника ведомства, пожелавшего не называть своего имени, они старались убедить сотрудников ФАС, что группа компаний "Электрощит" не имеет никакого отношения к обеспечению обороны страны и безопасности государства. Аргументы те же: "Русский трансформатор" имел лицензии, но в настоящий момент он находится в процессе ликвидации и лицензии на осуществление стратегической деятельности отменят. А НТЦ "Механотроника" тем более уже подал заявление на аннулирование существующих лицензий...
Интересы компании понятны. Ведь она поглощает российский рынок и надеется, по словам президента российского подразделения Ласло Маркотан, "расти в 3-4 раза быстрее".
А вот российские специалисты в последнее время отмечают, что ситуация с использованием импортного оборудования при строительстве энергетических объектов подходит к критической черте. Сегодня отечественные изделия составляют лишь 35-40 процентов. Часто выбор изделий делается без учета интересов государства, его экономики и безопасности. "Иностранные компании, приобретая российские заводы, - отмечает министр энергетики Сергей Шматко, - переориентируют их на использование импортных комплектующих. Оборудование, формально произведенное в России, все равно не обеспечит энергетической безопасности страны, так как его производство полностью зависит от поставок из-за рубежа".
Словом, отрадно видеть, что государственные структуры понимают, что безопасность страны обеспечивает не только армия и ракеты, но и собственная промышленность. Однако ставить в этой истории точку и говорить, что группу компаний "Электрощит" от поглощения "Шнейдер Электрик" мы отстояли, пока рано.