Что лучше - президентский "фильтр" или муниципальное "сито"? Или допустимо и то, и другое? А может, и вместе - "двойная очистка" всегда надежнее?
Участникам парламентских слушаний, обсуждавших вчера возможное возвращение прямых выборов губернаторов, не удалось найти на эти вопросы всех ответов. Президентский законопроект, принятый в первом чтении 28 февраля, предполагает при выдвижении претендентов на губернаторский пост такую процедуру, как консультации политических партий с главой государства. При подготовке законопроекта ко второму чтению появилось другое предложение - согласовывать выдвиженцев с местными депутатами.
"Справороссы", позицию которых выразил Геннадий Гудков, даже спорить на эту тему не хотели: "Если мы говорим о демократической реформе, давайте делать прямые выборы, без каких-то фильтров". А первый замруководителя фракции "Единая Россия" Вячеслав Тимченко, напротив, считает идею, позволяющую депутатам муниципальных собраний "на самом начальном этапе давать "добро" в своих регионах претендентам на губернаторский пост", плодотворной для развития демократии. Привлекательной эта идея "единороссу" кажется прежде всего потому, что депутаты муниципальных собраний "должны получить рычаги влияния на региональную власть".
С этим не могут согласиться ни Гудков, ни лидер ЛДПР Жириновский, которому "президентский фильтр нравится". По мнению Гудкова, зарубежный опыт, на который ссылаются сторонники проведения праймериз среди муниципальной политэлиты, нам не годится. "Я понимаю, что во Франции сложилось дворянство, это действительно элита, и все это знают, - заметил Гудков, - а у нас вся элита была уничтожена, а если кто и остался, то по недоработке соответствующих органов".
Владимир Жириновский не хочет отдавать вопрос о партийных претендентах "на откуп муниципалам", потому что не верит в объективность их критериев. "Кому-то не понравится мой костюм, мой пиджак, и меня заблокируют", - предположил лидер ЛДПР, обеспокоенный также тем, что это будет "вроде ЕГЭ на муниципальном уровне". Местные депутаты прекратят работу и будут заниматься только согласованием.
Впрочем, нарисованная главным либерал-демократом картина не смутила полпреда президента в Госдуме Гарри Минха. Он не исключил, что поправка о "муниципальном фильтре" для кандидатов в губернаторы, который создаст условия для того, "чтобы на уровне местных элит было более-менее консолидированное позитивное отношение к соискателям", может быть внесена ко второму чтению законопроекта. Минх предположил, что "механизм муниципальной поддержки может носить универсальный характер и не зависеть от способа выдвижения". То есть кандидатам-самовыдвиженцам такой фильтр, возможно, придется пройти. А кто станет автором поправки - это уже технологический вопрос.
Впрочем, "фильтровать или не фильтровать?" - это не единственный трудный вопрос прямых выборов губернаторов. Оппозиция хотела бы увидеть в законопроекте и гарантии того, что ее выдвиженцы будут бороться за губернаторский пост на равных условиях с партией власти. И потому предлагают ввести в законопроект норму об обязательности второго тура выборов глав регионов - "как это есть во всех приличных цивилизованных странах".
Еще одна острая тема - губернаторский срок. Жириновский считает, что хватит одного, а на другой у главы региона, если будет хорошо работать, уже здоровья не останется. Коммунисты, которые предложили свои поправки, ограничивают губернаторские полномочия двумя сроками.
Неожиданно возник вопрос о возрасте, который дает российскому гражданину возможность претендовать на главное кресло территории. "Единоросс" Геннадий Кулик предложил молодить губернаторский корпус, снизив возрастной ценз с 30 лет до 25. По словам Кулика, незаконно лишать "16,5 миллиона граждан, которые имеют возраст от 20 до 30 лет", "возможности попробовать свои силы, знания". Как полагает Кулик, если человек два срока поработает губернатором, то он будет "серьезным претендентом, чтобы двигаться вперед и занимать более высокие посты на уровне руководства страны". Единое мнение у участников парламентских слушаний было, пожалуй, по одному вопросу - "нужно сформировать совершенно конкретные случаи, нарушение которых влечет за собой возможность отстранения от должности". Правда, и здесь был нюанс - некоторые предлагали отменить отзыв губернаторов по инициативе граждан - "этот процесс может оказаться беспрерывным" в течение трех лет. Но все настаивали на том, чтобы четко прописать основания, которые могут стать поводом для отрешения губернатора от должности президентом. Предполагается, что второе чтение документа пройдет 24 апреля.