Вчера президент Дмитрий Медведев вместе с экспертами рабочей группы по подготовке механизмов "Открытого правительства" обсудил возможности развития в России конкуренции и предпринимательства.
Эта неделя - последняя для рабочей группы главы администрации президента Сергея Иванова, чтобы подготовить предварительный доклад о принципах будущей работы "Открытого правительства". Ранее глава государства отвел для этого этапа срок до 15 апреля. Пока же внутри рабочей группы продолжается обсуждение десяти приоритетных направлений для "Открытого правительства". Вчера в здании биржи ММВБ-РТС разговор зашел о конкуренции и предпринимательстве.
Дмитрий Медведев выделил в этой теме несколько ключевых моментов. Первый касается присутствия государства в экономике. Второй аспект затрагивает ситуацию с конкурентоспособностью в экономике и развитие антимонопольных правил. Наконец, он предложил поговорить о развитии инвестиционного климата, по которому в последние годы было принято немало решений. "С одной стороны, все понимают, что мириться с таким уровнем предпринимательского климата нельзя. С другой, не все меры, которые мы предлагаем, дают эффект", - признал глава государства, раздававший правительству десятки поручений для улучшения инвестклимата.
Председатель правления ОАО ММВБ-РТС Рубен Аганбегян отметил, что отношение к конкуренции может быть различным. Конкуренция выгодна потребителям, предпринимателям, зато невыгодна тем же бюрократам и госкомпаниям. На стороне последних также растущий государственный аппарат, избыточное государственное регулирование и растущая госсобственность. "В настоящий момент вес не на стороне тех, кому выгодна конкуренция", - констатировал Аганбегян.
"Государство должно существенно понизить долю в экономике", - призывал директор биржи. Глава государства против этого ничего не имеет. Наоборот, он и давал поручение правительству проработать более смелую программу приватизации госсобственности. Проблема только в том, что, как дал понять Медведев, некоторые решения принимаются, а потом на уровень руководства страны устремляется поток лоббистов: "В результате правильное по сути решение размывается по соображениям нецелесообразности".
Он вспомнил, как несколько лет назад упомянул возможность акционирования российских госкорпораций, и единственными, кто не нашел причин, чтобы не пойти по этому пути, были руководители "Роснано". От остальных потянулись ходоки с бумажками и доводами, почему это лучше не делать и в чем прелесть формата госкорпорации.
- Правительству нужно набраться мужества и провести приватизацию в полном объеме, - заявил глава государства. - Если правительство этого не сделает, то это означает, что приватизации не будет.
Пока же, до того как проведена приватизация, возникает другая проблема - госсобственность незаметно расширяется, когда госкомпании приобретают другой бизнес. "Государство должно прекратить ползучее расширение", - призывал Аганбегян. "Необходимо ввести запрет на увеличение доли госкомпаний за счет расширения активов", - вторил ему генеральный директор ЗАО "Холдинговая компания "Композит" Леонид Меламед.
"В принципе действительно госкомпании много что покупают, - согласился Медведев, который раньше возглавлял совет директоров "Газпрома" и знаком с ситуацией не понаслышке. - Очень часто это ничем не мотивировано. В результате происходит расползание госсобственности". Только обычные запреты, считает он, здесь малоэффективны - их будут всячески обходить. А вот давать "высочайшее разрешение" на подобные сделки было бы возможно.
Кроме того, президенту понравилась мысль о том, что неплохо бы избавить государственные компании от накопившихся у них непрофильных активов. Здесь, отметил Медведев, надо разработать программу и строго ей следовать.
Не всем бизнесменам мешают госкомпании и госсобственность. Куда больше предпринимателей беспокоит тот факт, что их бизнес в стране незащищен с точки зрения права. "Безопасным бизнесом в России заниматься небезопасно", - заявил вице-президент "Деловой России" Андрей Назаров. За последние 10 лет было осуждено 3 миллиона предпринимателей. Сейчас 17 процентов бизнесменов уже приняли решение уехать из страны, а 50 процентов не исключают такого шага в будущем.
Во всех последних изменениях уголовного законодательства, направленных на его гуманизацию в отношении бизнеса, предприниматели защиты не нашли. "Надо дать сигнал, что заниматься бизнесом в стране безопасно", - считает Назаров. Для этого необходимо хотя бы провести амнистию и выпустить те 13 тысяч предпринимателей, находящихся в местах заключения. Из них, заметил вице-президент "Деловой России", 3,5 тысячи были осуждены уже после смягчения уголовного законодательства.
"Амнистия - дело возможное, - подчеркнул глава государства. - В народе непопулярная, потому что все вспоминают "холодное лето 53-го". Но как сигнал это можно было бы продумать". Президент заметил, что этот вопрос находится в компетенции Госдумы, которая и объявляет в стране амнистию.
Бизнес считает, что лучшей защитой для них мог бы стать уполномоченный по правам предпринимателей. Дмитрий Медведев предложил другой вариант. "Я не против того, чтобы обсудить идею возникновения нового уполномоченного, но у меня есть альтернативная идея, которая, может быть, тоже не всем понравится в силу того, что прокуратуру не все любят или считают, что там слишком много людей работает. Но дело в том, что у нас есть прокуратура, которая уже всеми этими полномочиями наделена. Может быть, нам по другому пути пойти - создать фигуру специального прокурора, который должен выступать в защиту предпринимателей?" - сказал Медведев.
Предприниматели усомнились в том, что прокуратура будет на их стороне, как это часто случается и сейчас. "Не считаю, что идея с прокуратурой - это дохлый номер, - не сдавался президент. - Омбудсмен - это один человек, у которого будет десять человек аппарата. Он не справится с этим". Такой уполномоченный без придания ему особых юридических функций (приостанавливать действие актов, оспаривать решения судов) абсолютно бессмысленный. "А если мы ему дадим такие полномочия, то это и будет прокурор", - объяснил глава государства.
Определенные изменения возможны и в системе правоохранительных структур. Речь идет о передаче следствия в ведение одной структуры. "Когда речь идет о конкуренции между правоохранительными структурами в смысле уголовных дел, я не уверен, что это правильно, тем более, я вообще считаю, что может быть, не сейчас, но в будущем нам все-таки нужно, чтобы Следственный комитет, например, впитал в себя всю подследственность, которая существует", - сказал Медведев.
Вчера же по итогам предыдущей встречи с членами рабочей группы по созданию "Открытого правительство" президент подписал список поручений по борьбе с коррупцией.
Кстати
Дмитрий Медведев даст поручение проработать вопрос о возможности сохранения номера телефона за абонентом в случае смены им оператора сотовой связи. "Давайте подготовим мое поручение Минкомсвязи и Генпрокуратуре", - сказал он.