11.04.2012 00:55
Власть

Администрация президента не намерена созывать Конституционное Собрание

Администрация президента не намерена созывать Конституционное Собрание
Текст:  Сергей Белов
Российская газета - Столичный выпуск: №78 (5751) Российская газета - Федеральный выпуск: №79 (5752)
Читать на сайте RG.RU

Рабочая группа во главе с руководителем администрации президента Сергеем Ивановым признала нецелесообразным созыв Конституционного Собрания.

Подумать о разработке соответствующего федерального закона президент Дмитрий Медведев поручил своей администрации 5 марта после встречи с представителями незарегистрированных партий, многие из которых находятся в оппозиции действующей власти. Именно оппозиция, в том числе парламентская, в последние годы неоднократно призывала изменить Конституцию в части распределения полномочий между разными ветвями власти. Администрация президента должна была представить свое заключение до 20 апреля.

- Рабочая группа признала нецелесообразным, - заявил в понедельник Сергей Иванов. - В поручении президента не говорилось о создании закона. Речь шла о том, чтобы проработать вопрос. Проработали и приняли решение.

Конституционное Собрание является представительным органом, который созывается в случае, если три пятых членов Федерального Собрания поддерживают предложение о пересмотре положений 1, 2 и 9 глав Конституции ("Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции"). Конституционное собрание вправе либо подтвердить неизменность Основного Закона, либо разрабатывает новый. Если он принимается двумя третями голосов Собрания, то выносится на референдум.

Подобие Конституционного Собрания созывалось в России только один раз. В 1993 году президент РФ Борис Ельцин собрал Конституционное совещание. Его сформировали из представителей федеральных и региональных органов власти, делегатов политических партий, общественных организаций и религиозных конфессий. Из-под их пера фактически и вышла та Конституция, по которой Россия живет с 1993 года.

Они же и внесли в основной документ статью о Конституционном Собрании, но до сих пор нет федерального закона, который бы описывал, как и по каким принципам это Собрание формируется. С одной стороны, это можно считать пробелом в законодательстве. С другой, это оберегает те положения Основного Закона, которые гарантируют незыблемость прав граждан, описанных как раз во второй главе Конституции. Например, права частной собственности, права на социальное обеспечение, права на жилище. Всего у граждан России 68 прав. Фактически никакие политические силы и никакая политическая ситуация не могут переписать концепцию социального государства и социальных прав граждан.

Последнее в качестве аргумента приводится многими экспертами, включая тех, кто в начале 90-х писал действующую Конституцию. И даже те, кто считает необходимым изменить баланс полномочий между президентом и парламентом, признают, что для этого не надо созывать Конституционное Собрание. Достаточно, чтобы парламент принял закон о поправках в Конституцию, который одобрят две трети регионов, как это было в 2008 году в случае с изменением сроков полномочий президента и парламента.

Госуправление Администрация Президента