Американский госдепартамент обнародовал свежие данные о том, как Россия и США выполняют свои обязательства по Договору о стратегических наступательных вооружениях - СНВ-3.
Официальный представитель ведомства Джейми Манина заявил, что на минувшей неделе страны впервые обменялись телеметрической информацией, полученной во время старта баллистических ракет. Нашим специалистам передали для изучения записи аппаратуры слежения и контроля за "Трайдентом-2", который американские военные в прошлом году запустили с подводной лодки. В Пентагон пришла аналогичная информация из России.
Манина не уточнял, полет какой ракеты мы рассекретили. Однако корреспонденту "РГ" удалось выяснить, что речь идет об изделии РС-20, прозванном на Западе "Сатаной". В России эту тяжелую межконтинентальную баллистическую ракету именуют "Воеводой". Командование РВСН время от времени проверяет ее уникальные характеристики во время учебно-боевых пусков, и данные по одному из прошлогодних стартов наши военные отправили в США.
Хотя за испытаниями стратегического оружия постоянно следят по обе стороны океана, добровольный обмен телеметрическими данными впору назвать жестом большого доверия. Подробные сведения о полете ракеты-носителя ядерной боеголовки, полученные с помощью спутников слежения, командно-измерительных комплексов и другой специальной аппаратуры, в любом государстве всегда были и останутся секретными. По Договору СНВ-3 Россия и США должны пять раз в год обмениваться такой информацией, и строго выполняют это обязательство. До обнародования всех военно-технических секретов дело, конечно, не доходит. Телеметрию раскрывают лишь до момента отделения боеголовки от носителя. Как дальше себя ведет головная часть, с помощью каких технологических "наворотов" выбирает нужную цель и преодолевает вражескую ПРО, остается тайной за семью печатями. Зачем же тогда нужен дозированный обмен телеметрией? Хотя бы для того, чтобы партнеры точно знали, куда, с какой скоростью, на какую дальность может лететь чужая ракета. И соответственно выстраивали свою оборону.
Надо сказать, что пункт о взаимной передаче телеметрической информации в СНВ-3 включили по настоятельной просьбе американцев. На этапе подготовки договора в нашем Генштабе его называли ущербным для безопасности РФ. В итоге стороны сошлись на таком механизме обмена данными. Делиться телеметрией пусков Россия и США будут только по старым ракетам. Новый стратегический арсенал, а также испытательные полеты еще не принятых на вооружение ядерных носителей под это обязательство не попадают. Учитывая, что американские "Трайденты-2" и "Минитмены-3" эксплуатируются давно, а более свежих аналогов в США сейчас не разрабатывают, особого ущерба от такого обмена Россия не имеет. По мнению бывшего начальника штаба РВСН Виктора Еслина, самое главное, что в отличие от СНВ-2 новый договор уже не требует передачи за океан телеметрии по "Тополю-М", многоголовому "Ярсу" и морской "Булаве". Свои обязательства перед США Россия закроет записями полетов "Воевоед" и "Стилетов".
Помимо обмена военно-технической информацией, Россия и Америка дважды в год готовят справки о состоянии своих стратегических ядерных сил. По СНВ-3 в 2017 году наши страны должны иметь на вооружении не более 1500 атомных боезарядов наземного, морского и воздушного базирования, а также до 700 развернутых носителей такого оружия. Есть данные, что на 1 марта у США было 1737 ядерных боеголовок и 812 носителей. У России - соответственно 1492 и 494.