12.04.2012 00:04
Культура

Дарья Екамасова: Хотела бы сыграть масштабную личность вроде Жанны д'Арк

Лауреат премии "Ника" Дарья Екамасова - о драниках, везении и Жанне д'Арк
Текст:  Татьяна Хорошилова (sh@rg.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №14 (546)
Читать на сайте RG.RU

Это интервью Дарья дала по дороге на церемонию вручения кинопремии "Ника", где фильм "Жила-была одна баба" режиссера Андрея Смирнова назван лучшим, Дарья - лучшей актрисой, а сам Андрей Смирнов признан лучшим сценаристом. Кстати, нашумевший фильм снимался и в Беларуси.

Фильм "Жила-была одна баба" сделал Дашу звездой: за самобытный образ на экране, певучую деревенскую манеру говорить критики ее сравнивают с героиней, созданной Элиной Быстрицкой в "Тихом Доне".

Даша, в вашей фильмографии уже более десяти ролей: "Доктор Живаго", "Спартак и Калашников", "Живи и помни", "Солдатский декамерон", "Свободное плавание", "Раскол"... Когда вы поняли, что хотите стать актрисой?

Дарья Екамасова: Мне было пять лет, когда увидела фильм "Гостья из будущего" и сказала маме, что тоже хочу сниматься в кино, но шансов стать актрисой у меня не было.

Почему?

Дарья Екамасова: Моя мама - заведующая детским садом, папа - военный. Из меня растили музыканта. Но на первом курсе музучилища я случайно попала в массовку, и там у меня попросили фотографию для "Мосфильма". Когда режиссер Андрей Прошкин искал девочку на роль в фильме "Спартак и Калашников", ему показали мою фотографию.

Но театральный вуз вы окончили?

Дарья Екамасова: Я окончила ГИТИС, но поступала туда несколько раз.

Что вас связывает с Беларусью?

Дарья Екамасова: Я около трех лет в раннем детстве жила в Беларуси в военном гарнизоне с родителями.

А где родились?

Дарья Екамасова: В Москве. Но люблю Беларусь, люблю драники. И до сих пор с Беларусью у меня тесные связи. Наконец, фильм "Жила-была одна баба" снимался и на Тамбовщине, и в Беларуси. И я была на съемках и там, и там.

Что снимали в Беларуси?

Дарья Екамасова: Все павильонные сцены. Съемочный период длился два месяца. В Минске находится студия Валерия Тодоровского. Там дешевле.

Как проходил кастинг на этот фильм?

Дарья Екамасова: Кастинг был долгий. Мне предстояло сыграть русскую женщину, которую выгнали из деревни, хутор сожгли, ее мужей поубивали... на фоне исторических событий: Первой мировой войны, революции, Гражданской войны, тамбовского восстания крестьян. Актеры на фильм были найдены в результате тщательных кинопроб, и только два артиста попали без пробы. Это был Роман Мадянов, которого Андрей Сергеевич встретил на съемках сериала Глеба Панфилова "В круге первом", там Роман Мадянов сыграл министра Госбезопасности Абакумова, а он - зэка. Мадянов, по словам Андрея Сергеевича, украсил картину. Роль священника специально писалась для народного артиста России Всеволода Шиловского...

В фильме Ирины Бессарабовой "Под говор пьяных мужичков" о том, как проходили съемки фильма "Жила-была одна баба", показано, в каких тяжелых условиях вы работали. Вашу героиню постоянно поливали водой из нескольких шлангов, она падала в ямы...Что было сложнее всего?

Дарья Екамасова: Непросто было освоить диалект, на котором говорили тогда тамбовские крестьяне. Очень тяжелой оказалась и сцена потопа. Меня даже пришлось за веревку вытаскивать из воды. В какой-то момент я не успела набрать воздуха, ушла под воду с головой.

Андрей Смирнов не снимал кино 29 лет, твердо решив завязать с профессией из-за цензуры. Но, как признался мне сам режиссер, в декабре 1988 года в три часа ночи он вдруг вскочил с кровати, осознав, что надо попробовать сделать кино на материале Тамбовского восстания. Почему эта тема?

Дарья Екамасова: Важнее темы нет, по его словам. В 17-м году 83 процента населения, по материалам переписи, относили себя к крестьянскому сословию. Мужики зимой работали на заводах, а весной уходили пахать. Это сословие полностью погибло. Ленин утверждал, что октябрьский переворот совершен против власти помещиков и капиталистов, на самом деле ни одно сословие не пострадало так, как крестьянство и духовенство. Эти два сословия сформировали оригинальный русский менталитет, на почве которого выросла великая русская культура.

Почему так назвали фильм?

Дарья Екамасова: Как рассказывал Андрей Сергеевич, взгляд на Гражданскую войну, как на трагедию народа, выработался из чтения русской классики. В фильме указано 12 имен писателей, мотивы которых были использованы при написании сценария, - Бунин, Шмелев, Чехов, Лесков... Одно из потрясающих произведений Лескова "Житие одной бабы", где описана страшная судьба крестьянки, он сознательно вынес в название фильма.

Почти все картины с вашим участием - исторические: "Жила-была одна баба" - о Гражданской войне, "Раскол", где вы сыграли жену протопопа Аввакума, - о расколе в Русской православной церкви... Как вы готовились к этим ролям?

Дарья Екамасова: Любовь к истории у меня с детства. Дедушка знал ее досконально. Я снималась в историческом телефильме Николая Досталя "Раскол", играла матушку протопопа Аввакума и одновременно репетировала спектакль в "Театре.Doc". Это был нелегкий, но интересный период. С восьми утра до восьми вечера я была молчаливой матушкой, потом переодевалась и мчалась в театр на репетицию спектакля "Жизнь удалась!" на современную тему. Под утро возвращалась домой, приходила в себя - и снова на съемочную площадку.

Одна из ваших последних ролей - в фильме талантливого режиссера, лауреата Госпремии РФ Николая Лебедева "Легенда 17". Кого вы там сыграли?

Дарья Екамасова: Это фильм о легендарном советском хоккеисте Валерии Харламове. Я играла его сестру, роль мамы досталась испанской актрисе Алехандре Грепи, отца - Борису Щербакову. Фильм о восхождении звезды. История о человеческом достоинстве....

А ваша последняя роль в кино?

Дарья Екамасова: У Андрея Стемпковского в фильме с рабочим названием "Убийство".Но я не знаю, когда он выйдет. Интересно было работать с Алексеем Федорченко, автором фильма "Овсянки". Его новая картина "Небесные жены луговых мари", где он возвращается к этнической теме, состоит из новелл о женщинах.

На сцене какого театра вас можно увидеть?

Дарья Екамасова: В "Театре.Doc". Спектакль по пьесе Павла Пряжко "Жизнь удалась!" получил "Золотую маску". Павел Пряжко - белорусский драматург. Это история о любви молодых людей. Моя героиня с окраин Минска. Декораций в спектакле нет. Есть 15 черных стульев, поставленных на сцене напротив зрительного зала. Из костюмов - только фата невесты. Спектакль выполнен в особой технике. На репетициях мы это называли оперой в концертном исполнении.

- Вам везет в жизни?

Дарья Екамасова: Да. Я работала с такими режиссерами, как Александр Прошкин, Борис Хлебников, Андрей Смирнов, Стемпковский, Федорченко...

О какой роли мечтаете?

Дарья Екамасова: Хотела бы сыграть масштабную личность вроде Жанны д'Арк.

Наше кино