12.04.2012 00:07
Культура

Сергей Соловьев: Фестиваль "ДУБЛЬ ДВ@" - очень перспективный проект

Знаменитый режиссер Сергей Соловьев о пользе любительского кино и о вреде профессионального
Текст:  Павел Басинский
Российская газета - Столичный выпуск: №80 (5753)
Читать на сайте RG.RU

На открытии интернет-фестиваля "ДУБЛЬ ДВ@" в "Российскую газету" пришел известный режиссер Сергей Соловьев. Его первый фильм "Егор Булычов и другие", снятый в 1971 году с Михаилом Ульяновым в главной роли, будет показан во внеконкурсной программе фестиваля. На открытии он поделился своими мыслями о состоянии современного молодого кино.

- Мне кажется, этот фестиваль - исключительно перспективное и важное дело. Вы не представляете, как сложно преодолеть эту инертную махину под названием кинопрокат. Я на это дело угробил в свое время около десяти лет. Результат нулевой. Потом еще находились энтузиасты - результат минусовой.

А ведь целые поколения людей уродуют свое сознание в нынешних кинотеатрах. Поколения людей не могут воспользоваться своим конституционным правом на то, чтобы смотреть то, что они хотят, а не жрать поп-корн в темноте в зале аттракционов.

Это просто безумие! Ведь как устроен наш кинопрокат? Как женщина легкого поведения, которая должна обслужить клиента, чтобы ему понравиться, иначе он второй раз к ней не придет. Это просто какой-то амстердамский район красных фонарей, где мы беспрерывно обслуживаем зрителя и еще обещаем его обслужить в этот раз так хорошо, как в прошлый раз не обслужили.

Я всегда думал и думаю, что кино это средство общения с людьми, а не средство, чтобы им понравиться.

Для меня, например, одно из самых сильных воспоминаний это когда после фильма "Спасатель" мне мешками приходили письма. И вот в одном мешке было письмо, где одна женщина писала: я двадцать минут смотрела вашу картину "Спасатель", и во мне копилась, копилась, копилась злоба, и наконец я встала, подошла к экрану и плюнула в него. Это очень дорогое для меня воспоминание, потому что я тогда понял, что может быть и такое неравнодушие зрителя по отношению к моей картине. Я вдруг представил себе: вот я мог бы встать, подойти и плюнуть в экран? Ведь это очень сильная эмоция, и она происходит от того, что экран разговаривает с людьми, а не ставит себе задачу непременно понравиться. Во всяком случае я никогда в жизни такой задачи перед собой не ставил.

Самое сильное в культуре рождается как культура сопротивления. Все настоящее, что в ней было, всегда было связано с культурой сопротивления.

Сейчас я особенно хорошо понимаю это в связи с фестивалем дебютного кино в Ханты-Мансийске, который я возглавляю. Это началось с фильма "Россия-88". Я посмотрел его и подумал: вот уже десять лет идет этот фестиваль. И мы так привыкли, что это такой фестиваль для людей, которые будут культурно и грамотно заменять мертвых. Как бы мы все снимали-снимали, потом нас вынесли галошами вперед, и нам есть замена, которая тоже будет работать на собственные галоши. И вдруг оказывается, что за это время возникло дебютное кино просто огромного значения.

Мне дают диск, я думаю, ну, ладно, пусть полежит, я его потом как-нибудь посмотрю. Начинаю смотреть, открыл рот и не могу закрыть до самого конца. Например, фильм Ангелины Никоновой "Портрет в сумерках". Это такая мощная картина! Она мощная не потому, что она приятно сделана, титры приклеены на месте, и в конце музыка хорошая играет. Ничего чудесного, ужасные муки терзают зрителя всю картину только для того, чтобы в конце возник этот странный свет, который не в конце тоннеля, а в принципе существует в нас.

 
Видео: Сергей Минабутдинов

Или "Шапито-шоу" Сергея Лобана. Это выдающаяся картина! Совершенно "незамызганная" картина.

Поэтому то, что происходит сейчас в дебютном кино, на мой взгляд, вселяет большие надежды.

Мы должны с предельной серьезностью отнестись к нашему дебютному кино.

Когда я снимал "Егора Булычова", мне было 25 лет, а у меня снимался сам Михаил Ульянов, которого я даже не знаю, с кем сравнить. Снимал картину Леонид Иванович Калашников - величайший оператор. Александр Тимофеевич Борисов был главным художником этой картины. Они делали просто шедевры. И я помню, что у меня не было ощущения, что я сосу чью-то кровь и болтаюсь среди мастеров. Мы вместе это делали. Картина, в общем-то, делалась на коленке, и я убежден в исключительной сомнительности термина "профессиональное кино".

На самом деле все самое прекрасное - и "Летят журавли", и фильмы Эйзенштейна - это все любительское кино. Если посмотреть величайший дебют российского кино, картину Михаила Константиновича Калатозова "Соль Сванетии", - это чистой воды любительское кино, которое ошеломляет до сих пор. Невозможно понять, как это сделано.

Поэтому я очень рассчитываю на то, что этот фестиваль, используя самые немыслимо профессиональные технологии общения, будет дарить людям счастье знакомиться с настоящими любителями русского кино, а не с теми, кто пускает запахи в кинотеатр во время просмотра, как это сейчас уже делается.

У писателей-деревенщиков было слово "заединщики". Я хочу, чтобы возникло это чувство единения нормальных людей, которые снимают кино для нормальных людей. И пусть эти люди посмотрят это кино с помощью вашего фестиваля, а этих людей огромное количество. Поэтому, дай Бог здоровья этому фестивалю!

Документальное кино Москва Столица