Профсоюзы республики заявляют о негативных последствиях принятия поправок в Трудовой кодекс, но власти убеждены в обратном.
Кодекс законов о труде (КЗоТ) Киргизии особо не менялся на протяжении последних 17 лет. Многие эксперты полагают, что, по большей части, в нормативном акте все осталось с советских времен. Кроме названия: была Киргизская ССР - стала Киргизская Республика. Но с приходом коалиционного правительства все изменилось. Оно включило реформу трудового законодательства в программу 100 дней.
Как отметил заместитель министра экономики и антимонопольной политики Киргизии Олег Панкратов, в действующем Трудовом кодексе есть дискриминационные нормы.
- Реформы назрели, исходя из реалий сегодняшнего дня, в связи с чем и предложены поправки, которые вынесены на широкое общественное обсуждение. В действующем кодексе оговорены особые условия для лиц с ограниченными возможностями, предпенсионного возраста и женщин. В итоге работодатель отдает предпочтение здоровому мужчине, с вышеназванными же категориями граждан не заключаются трудовые договоры. Они получают работу в последнюю очередь, а размер их заработной платы ниже среднего, - уверен Олег Панкратов.
Так же считает и сам министр экономики и антимонопольной политики Киргизии Темир Сариев. Он полагает, что нововведения будут только на пользу трудящимся.
Профсоюзы на этот счет имеют прямо противоположное мнение, которое они выразили акциями протеста у Дома правительства и здания парламента. По убеждению председателя центрального комитета горно-металлургического профсоюза Киргизии Эльдара Таджибаева, принятие нового Трудового кодекса противоречит смыслу 100-дневной программы кабинета министров "Стабильность и достойная жизнь" и может привести к дестабилизации социально-политической обстановки в стране.
- Предлагаемый проект кодекса резко ухудшает положение работников в системе трудовых взаимоотношений, - отметил он. - Из документа предлагается исключить права и обязанности сторон, понятие и принципы социального партнерства, раздел охраны труда, особенности регулирования труда работников, выполняющих свои обязанности в условиях высокогорья и вахтовым методом. Согласно новому закону работодатель сможет заключать трудовой договор на любой срок с любым человеком. Проект не предусматривает согласования увольнения с представительным органом, что может повлечь за собой ряд незаконных увольнений. Вообще предлагаемые поправки идут вразрез с принципами международного трудового права, рамочного закона, принятого межпарламентской ассамблеей СНГ, и Конституцией КР. В целях создания инвестиционной привлекательности в стране правительству приходится быть зависимым от мировых финансовых институтов и следовать их рекомендациям. Но нельзя забывать о принципе верховенства прав простых граждан.
Другой профсоюзный деятель, председатель республиканского комитета профсоюза авиаработников Каныбек Калмурзаев и вовсе считает, что разработчики нового Трудового кодекса Киргизии предлагают рабовладельческий строй.
- Действующий сейчас кодекс полностью соответствует конвенциям Международной охраны труда (МОТ) и Модельному трудовому кодексу, разработанному Межпарламентской ассамблеей СНГ, - говорит он. - В нем соблюдались интересы работодателей и работников, а в новом проекте из 446 статей оставили всего 135. Причем сократили те из них, которые препятствовали ущемлению интересов трудящихся. Кроме того, проект не обсуждался и не согласовывался с рабочей группой, однако вынесен на общественное обсуждение.
Федерация профсоюзов обратилась к руководству страны, предлагая отказаться от нового варианта трудового законодательства, и намерена провести широкомасштабную массовую акцию протеста.
Асылбек Токтогулов, глава федерации профсоюзов Киргизии:
- Мы все же добились от правительства корректировки Трудового кодекса. Неужели нужно устраивать митинги, чтобы решить эту проблему? Ведь с самого начала было ясно, что предлагаемые поправки будут защищать права только работодателей.
Проект новой редакции будет разрабатываться новым составом межведомственной рабочей группы на паритетной основе. Мы также намерены прийти к единому мнению о поправках в Трудовой кодекс и окончательном варианте проекта генерального соглашения с властями.
Правительство Киргизии, по мнению защитников трудящихся, на стороне работодателей.