12.04.2012 10:27
Общество

"РГ" открыла космические секреты Чапаевска Самарской области

Корреспондент "РГ" открыл космические секреты маленького городка
Текст:  Андрей Пустобаев (Самара)
Российская газета - Неделя - Средняя Волга: №0 (5754)
Читать на сайте RG.RU

О том, что провинциальный Чапаевск работает на космос, специалисты местного завода долгие годы не рассказывали даже самым близким людям.

Звезды за забором

Как и многие небольшие города, где сплошь оборонные заводы, Чапаевск в советские времена всегда был сверхзакрытым для информации. Если в прессе сообщалось о каком-то местном предприятии, то это были или мясокомбинат, или силикатный завод. Хотя самые умелые руки и самые светлые головы находили применение на совершенно других предприятиях. Но те, кто находился не внутри предприятий, а за заводскими заборами с мощными охранными системами, могли лишь примерно предполагать, что там изготавливалось. Сами же заводчане были настолько строго проинструктированы, что ни в семьях, ни с близкими дела рабочие никогда не обсуждались. Почему, например, у работниц одного из заводов руки всегда желтоватый оттенок имеют, как ты их не оттирай? Да потому, отвечали мамы своим детям, что лаки и краски выпускаем. Не говорить же про тротил и прочую взрывчатку?

Названия этих предприятий совершенно безобидные и мирные: "Полимер", "Металлист" или вот - "ЧОЗИП" (Чапаевский опытный завод измерительных приборов). Была такая шутка в 70-х. Когда в ночном небе над расположенным чуть поодаль от города полигоне (том самом "ЧОЗИПе") появлялись яркие сполохи, чапаевцы шутили: "Опять "измерительные приборы" полетели".

Что делалось и делается в Чапаевске для оборонки, всегда было "секретом под семью замками". И только сегодня местные жители стали с удивлением узнавать о некоторых страницах истории собственного города. О том, например, что, хотя космической столицей по праву считается Самара, на освоение космоса вовсю работала и промышленность Чапаевска. О том, что разъезжавшие в то время по городу огромные фуры с надписью на борту "Нефтехиммонтаж" никакого отношения к нефтехимии не имели: там были ракетные комплексы, привозимые на испытания. О том, как чуть было не сгустились тучи уголовного преследования над инженерами с "ЧОЗИПа", когда разбился при посадке аппарат с космонавтами, но обошлось: не их, чапаевцев, вина оказалась. О том, что были тайные визиты в город Юрия Гагарина - тогда лишь несколько ведущих специалистов видели его здесь. И не таким, каким мы знаем его - всегда лучезарно-плакатно улыбающимся, а усталым и хмурым. Да и много еще скрывала и по-прежнему таит космическая история небольшого провинциального городка.

Космическая... солома

Бывший мэр Чапаевска Николай Малахов знает, о чем говорит:

- Слово "наукоград" применительно к Чапаевску, возможно, прозвучит непривычно - но тем не менее это так. Если говорить, к примеру, о "космических" лабораториях и установках на "ЧОЗИПе" или "Полимере" - это были лучшие лаборатории, самые совершенные установки. Они созданы руками наших рабочих, инженеров, конструкторов, ученых. И в том, что наша космическая техника была лучшей в мире, есть вклад и чапаевцев.

Эти факты приведены в вышедшей мизерным тиражом работе "Космические орбиты Чапаевска", подготовленной советником Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского Валентиной Полетаевой. Она рассказывает, как в Чапаевске сооружались объекты для испытаний космической техники. Натурные испытания ракет очень дорогие. В связи с этим была поставлена задача организовать их в наземных условиях. Это возможно только на ракетных треках. Строительство такого трека началось на "ЧОЗИПе" в мае 1960 года. Рытье котлована под фундаменты велось в основном вручную, для чего были привлечены мужчины со всех подразделений. В марте 1961 года первую очередь объекта сдали в эксплуатацию, произведен первый монорельсовый пуск с испытуемой головной частью.

Директор городского краеведческого музея Марина Бабий-Голубева рассказывает, что в 1962-м по заказу куйбышевского "Прогресса" на "ЧОЗИПе" сделали стенд, на котором отрабатывались механизмы разделения, сброса и улавливания створок космического объекта.

- Необходимо было добиться того, чтобы створки, закрывающие космический объект, отбрасывались одновременно и не задевали космический аппарат, - говорит бывший главный инженер "ЧОЗИПа" Леонид Шукшин. - После отделения нужно было провести замер створок, проследить траекторию их полета и другие параметры. А как их ловить, если вокруг голое поле? Поехали в соседний совхоз и сделали вокруг стенда вал из соломы для "мягкой посадки" створок. Уже потом придумали специальные улавливающие сети.

Испытания проводились только тогда, когда на околоземной орбите не пролетали иностранные спутники.

А одна из работ на объекте была заснята московской кинопрокатной организацией, и эти кадры использованы в кинофильме "Укрощение огня".

В те же годы на чапаевском полигоне был создан и объект, на котором производились испытания по высокоскоростному удару элементарных частиц по различным преградам. Другими словами, конструкторы исследовали, какова степень риска для космических кораблей в случае попадания в них микрометеоритов, какие могут быть средства защиты.

Риск оправданный и безалаберный

То, что элементы ракеты предназначены для полета в космос человека, стало ясно, когда начались испытания, имитировавшие спуск космического корабля с орбиты. Макет аппарата поднимался на верхнюю отметку 36-метровой вышки, ему придавалось нужное ускорение, и на определенной точке включались двигатели торможения.

- На старте может произойти нестандартная ситуация, при которой ракета, не взлетев, рискует упасть на землю, - рассказывает Леонид Шукшин. - Поэтому на "ЧОЗИПе" занимались и испытанием системы аварийного спасения космонавтов. По команде с пульта управления пуском можно привести в действие двигатели, находящиеся под головной частью ракеты. Они отстреливают ее вверх и в сторону, после чего аппарат спускается на парашюте. Такой случай был на Байконуре, когда за 38 секунд до старта произошло возгорание ракеты-носителя. Если бы руководитель вовремя не включил аварийную систему спасения, то экипаж "Союза-Т" с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым мог бы погибнуть.

- Мы гордимся нашей работой. Но все это было опасно, - отвечает на вопрос Леонид Александрович, имеющий, как и многие советские инженеры, шикарный послужной список: единственную запись в трудовой книжке, несколько высоких благодарностей, поощрений и кучу как обычных, так и строгих выговоров в личном деле.

Всякое бывало на "ЧОЗИПе", в том числе и травмы, да и смертельные случаи. Многое сопровождено риском, от которого никуда не денешься.

- А порой, чего скрывать, была и наша российская безалаберность, даже при самых строжайших инструкциях, - рассказывает улыбаясь Валентина Федоровна, супруга Шукшина. Но это сегодня она смеется, а тогда - седины у многих прибавилось. "ЧОЗИП", конечно, был за тщательно охраняемым забором, но это - техническая часть предприятия. А огромный полигон огородить невозможно. Было множество наблюдательных пунктов, откуда и докладывали: "Можно начинать испытания, территория свободна". Так вот, умудрились в те годы заводчане на краю полигона обустроить картофельные наделы. Вот и пошла Валентина Федоровна вместе с напарницей грядки полоть. Никто не задержал. И вдруг прямо над головами, как во время войны, что-то полетело, загрохотало... Потом стихло. Смотрят: через поле к ним всадник мчится, да так, что думали - коня загонит. Поздно их заметили в зоне испытаний. Прогнал верховой с поля женщин. Какие слова из русского лексикона он им при этом выпалил, Валентина Федоровна не рассказала.

Гагарин - инкогнито

Часто на полигон приезжал и Дмитрий Ильич Козлов, генеральный конструктор "ЦСКБ-Прогресс", и другие именитые гости. А еще вскоре после полета Гагарина в космос сюда привезли его корабль и оставили на несколько часов. Правда, те, кто видел на заводе легендарный "Восток", говорили про него меж собой как-то уж совсем по-простецки: "Шарик. Обгоревший". Что с ним здесь делали, какие послеполетные испытания проводили - вопрос открытый.

- Как-то к нам на полигон приехали военные летчики, человек двадцать, - приводит воспоминания бывшего заместителя главного инженера предприятия Георгия Царева книга "Полигон", посвященная юбилею "ЧОЗИПа". - Мне кто-то из сопровождающих шепчет: "Среди них есть космонавт". Я потом - к директору Мячину: "Как же так, Яков Дорофеевич, Гагарин же у нас!" - "Забудь, не было никого у нас. Понял?" - "Понял".

Как замначальника центра подготовки космонавтов Гагарин контролировал ход работ по многим направлениям, а потому служебные дела часто приводили его на предприятия, работавшие на космос. Ветераны "ЧОЗИПа" таким и помнят Гагарина: усталый, сосредоточенный, неулыбчивый летчик-полковник, шагающий поздно вечером пешком два с половиной километра к заводской проходной от летно-испытательной станции. Ведь был он здесь не в составе праздничной делегации. Он вместе с другими делал в Чапаевске тяжелую и ответственную работу.

Обо всем этом долгое время нельзя было говорить ни родным, ни близким.

P.S.

Редакция благодарит за помощь городской музей Чапаевска и лично директора музея М. Е. Бабий-Голубеву.

О космической безопасности

При посещении музея и полигона летчик-космонавт Сергей Авдеев записал в Книге отзывов: "Ваша работа - наша общая безопасность и на земле, и в космосе. Спасибо за ваш труд!". Эти слова особенно дороги чапаевцам. Ведь космонавт Авдеев - их земляк. Будущий Герой России, тогда - просто Сережа, еще ходил в местный детский сад, когда на предприятиях его родного города отрабатывались системы безопасности корабля, который через несколько лет доставит его в космос. И в надежности этих систем ему довелось убедиться во время трех полетов.

Космос Самарская область Средняя Волга