13.04.2012 00:03
Культура

Гид-парк: Премии "Золотая маска" вручат в Большом театре

Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №82 (5755)
Читать на сайте RG.RU

Церемония вручения премий "Золотая маска", Большой театр, 16 апреля

Впервые с момента начала реконструкции Большого театра церемония вручения премий "Золотой маски" пройдет на этой исторической и прославленной сцене.

Несмотря на условность всех наград и номинаций, люди театра по традиции нервно относятся к факту награждения. Еще бы - в одном конкурсе соревнуются за звание лучших прославленные мастера и совсем молодые режиссеры, Эймунтас Някрошюс, Лев Додин, Валерий Фокин, Сергей Женовач, Юрий Бутусов и Кирилл Серебренников, Виктор Рыжаков и Андрей Могучий - с Романом Феодори, чей спектакль "Мамаша Кураж", поставленный в Барнаульском театре драмы, был показан на сцене МХТ и вызвал бурное одобрение публики, и Дмитрием Егоровым, поставившим "Убийцу" в московском ТЮЗе.

Разумеется, по традиции в афише драматического театра много классики, лидируют Чехов и Островский. "Три сестры" Малого драматического и "Три сестры" Небольшого драматического театров из Петербурга, "Чайка" Юрия Бутусова в московском "Сатириконе" и "Без вины виноватые" Григория Дитятковского в Екатеринбургском тюзе, "Вечер с Достоевским" в московском "Сатириконе", "Брат Иван Федорович" в московской "Студии театрального искусства" и "Ваш Гоголь" в Александринском театре, наконец, европейская классика - "Калигула" Камю в режиссуре Някрошюса, "Мамаша Кураж" Брехта и "Будденброки" Томаса Манна в постановке Миндаугаса Карбаускиса. "Отморозки" по прозе Захара Прилепина , поставленные Кириллом Серебренниковым в пространстве "Винзавода" - в рамках проекта "Платформа" вместе со студентами его курса в Школе-студии МХАТ обозначили новую тему в конкурсной программе - попытку говорить новыми словами о новейших социальных и общественных явлениях жизни. То, что контрабандой пробралось в конкурс, самым пышным цветом расцвело в специальном проекте "Золотой маски" - "Новая пьеса". Там заговорила "улица", там школьники Кирова получили право выходить на сцену репертуарного театра, чтобы рассказывать о себе и своем чувстве города и мира ("Театр на Спасской", режиссер Борис Павлович), а актеры Прокопьевска, порой с риском для карьеры, рассказывали доподлинные истории своих земляков.

Этот театр посмел говорить о важном и злободневном - политике и церкви, ханжестве и причастности, забитости и социальной апатии, потере чувства родины. Молодые режиссеры входят в стационарные театры со своей темой и способом по-новому говорить, а порой - отвоевывают для себя пространства клубов и новые художественные территории городской среды.

Перелом назрел. Ожидание перемен не только организационных, но и эстетических с очевидной ясностью обозначилось в премии, которую объявили еще накануне церемонии. Лучшим зарубежным спектаклем года стала "(А)полония" Кшиштофа Варликовского, показанная в рамках прошлогоднего проекта "Золотой маски" "Польский театр в Москве".

Театр