Шаттл "Дискавери" - старейший из космических челноков НАСА - покинул Космический центр имени Кеннеди во Флориде и на борту грузового "Боинга-747" отправился в ангар Смитсоновского института неподалеку от американской столицы, сообщает АР.
Перед тем, как взять курс на север, шаттл на борту самолета сделает прощальный круг над космодромом. "Дискавери" слетал в космос в последний раз и благополучно вернулся на землю около года тому назад. Теперь он станет первым из трех шаттлов НАСА, которым предстоит занять место в музеях. Программа космических челноков была закрыта минувшим летом. Планируется, что осенью шаттл "Индевор" займет свое место в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе, после чего "Атлантис" выставят на всеобщее обозрение в Космическом центре имени Кеннеди.
Попрощаться с "Дискавери" прибыла делегация из шести астронавтов, которые были последним экипажем корабля. С 1984 года челнок побывал в космосе 39 раз - больше, чем остальные шаттлы. Он является старейшим челноком НАСА и первым музейным экспонатом такого рода.
"Хорошо еще раз посмотреть на этот шаттл, приятно осознавать, что у "Дискавери" будет хороший дом, - сказал астронавт НАСА Стив Линдси, последний командир "Дискавери". - Но все-таки грустно... грустно, что программу закрыли".
"Союзы" вместо шаттлов
Причина прекращения полетов шаттлов - выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на подготовку и обслуживание космических челноков. Летать на американских шаттлах слишком рискованно, а потому необходимо списать их как можно скорее, заменив на корабли нового поколения. С таким заявлением выступил еще несколько лет назад глава специальной комиссии по расследованию причин катастроф космического шаттла "Колумбия" Гарольд Геман.
Последним шаттлом, побывавшем в космосе, стал "Атлантис", благополучно приземлившийся в августе 2011 года. После этого доставка космонавтов и астронавтов полностью легла на плечи российских пилотируемых кораблей "Союз". Ранее НАСА и Роскосмос подписали дополнительные соглашения на 753 миллиона долларов, продлевающие контракт на доставку астронавтов на МКС до 2016 года: корабли "Союз" в 2014-2015 году доставят на станцию 12 астронавтов из США, Канады, Японии и Евросоюза, а в 2016 году обеспечат их возвращение на Землю. Кроме того, контракт предусматривает оказание услуг по тренировке, послеполетной реабилитации, медицинскому обследованию и прочему обслуживанию астронавтов.
Российские "Союз" обязуются брать также определенное количество груза. Это связано с транспортировкой членов экспедиции на МКС и обратно. Также на российскую сторону ложится ответственность за ликвидацию отходов. Разрешенный объем груза на одного человека составит примерно 110 фунтов (50 килограммов) при полете на станцию, примерно 37 фунтов (17 килограммов) на обратном пути, и объем мусора приблизительно 66 фунтов (30 килограммов).