Президент Дмитрий Медведев подписал указ о создании в России Общественного телевидения. Заработает оно с 1 января 2013 года. При этом прозвучал намек на использование ресурсов телеканала "Звезда".
Вчера глава государства провел очередное заседание рабочей группы по подготовке механизмов работы "Открытого правительства" (ОП), на котором были представлены первые обобщенные предложения по его роли и месте в российской действительности.
В начале февраля, когда глава государства своим указом формировал рабочую группу по ОП, он сразу обозначил сроки, в которые предстояло разработать принципы его деятельности. К 15 апреля Дмитрий Медведев хотел видеть предложения по приоритетным направлениям работы. В ряде экспертных заседаний - касались они кадровой политики, противодействия коррупции, а также развития конкуренции - он участвовал лично.
"Работа проделана вполне значительная", - констатировал президент, вспоминая, сколько поручений ему пришлось подписать по итогам только тех дискуссий, в которых участвовал он. На этот раз он предложил поговорить о механизмах - механизмах взаимодействия между ОП и федеральным правительством, а фактически между гражданским обществом и государством.
|
Видео: Константин Завражин |
Но для начала Медведев сообщил собравшимся, что подписал указ о создании Общественного телевидения, которое должно заработать с начала следующего года. "Указом предусмотрен целый ряд мер, направленных на то, чтобы это телевидение было общественным, а не каким-либо другим, чтобы оно было не государственным, а общественным, и мер, которые будут снимать избыточное государственное влияние на деятельность этого института", - заявил он.
Впрочем, без участия государства первые шаги Общественное телевидение сделать не сможет. Один из самых непростых вопросов его деятельности - финансирование - решено осуществить через кредитную схему. "Впоследствии этот кредит должен быть замещен на эндаумент, то есть фонд целевого капитала", - подчеркнул президент.
На какой базе будет формироваться Общественное телевидение, Дмитрий Медведев однозначно говорить тоже не стал, заметив только, что варианты определены указом. Правда, он заметил, что в том числе прописан вариант с использованием ресурсов телеканала "Звезда". "Такая возможность есть, и, может быть, она одна из наиболее простых", - сказал он.
Главным управляющим органов нового телевидения станет Совет по Общественному телевидению. Формироваться он должен через Общественную палату, где должны быть представлены все политические силы. "В этом указе содержится прямой запрет на вхождение в совет госслужащих, лиц, замещающих государственные должности, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, - отметил Медведев. - В общем, всех, кто состоит на службе у государства в том или ином виде".
Перейти к дискуссии о принципах работы "Открытого правительства" доверили главному редактору радиостанции "Эхо Москвы" Алексею Венедиктову, который, признался он сам, как отличник, изучил все документы и дискуссии и искал в них возможные угрозы. Угроз он не нашел, но и не увидел главного, по его мнению, - как ОП собирается взаимодействовать с протестным движением, являющимся основным источником запросов на изменения. "Наблюдая за тем, что говорит и делает "Открытое правительство", и тем, что вы делаете на практике, все выглядит наоборот", - сделал Венедиктов критическое замечание.
Дмитрий Медведев возразил - власть готова к диалогу с любыми политическими силами, если они готовы к такому сотрудничеству. "Власть может коммуницировать только с теми, кто хочет этой коммуникации, кто готов ее вести, - парировал он. - Если они этого не хотят, ты что угодно можешь делать, хоть польку-бабочку выплясывать, все равно скажут "нет". Гражданам с такими настроениями он советует голосовать за другую власть.
Оглядывая собравшихся экспертов, главред "Эха" поинтересовался, как все они отбирались, и сам же ответил, что отнюдь не путем широкого открытого обсуждения. Это уже задело как советника президента Михаила Абызова, так и самих экспертов. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, когда слово перешло к нему, напомнил, что существует проблема взаимодействия власти и гражданского общества. "Мы пытаемся вовлечь людей, которые, может быть, не хотят вовлекаться", - ответил он Венедиктову. Есть разные формы представления интересов, в том числе уличные протесты и идеологическое неприятие действующей власти и ее шагов".
Глава государства тоже поспорил с Венедиктовым - на то оно пока и протестное движение, что куда-то движется. Пока же президент не понимает, кто составляет его основу, кто туда попал. "Движение оформлено, у него есть представители, менеджеры? А если их нет, то это набор настроений, которые мы обязаны учитывать", - заявил Медведев, заверив, что власть этим и занимается.
В качестве аргумента главный редактор "Эхо Москвы" привел находящийся в Госдуме законопроект о прямых выборах губернаторов, который должен был стать ответом гражданам на их запрос на большее участие в формировании власти. Сейчас же, считает Венедиктов, это участие ограничивается тремя фильтрами: президентским, муниципальным и партийным. "Ожидание того, что власть доверяет людям себя избирать, отодвигается тремя фильтрами", - сделал вывод Венедиктов.
"Там нет трех фильтров, - снова возразил президент. - Там вообще нет фильтров в традиционном понимании этого слова". Есть две модели, которые были в тексте документа изначально, и еще одна - с участием муниципальных депутатов, - которая анализировалась впоследствии. В конце концов, Медведев предложил Госдуме решать, какие механизмы консультаций стоит оставлять в законе.
Власть, в том числе создавая "Открытое правительство", как считает Венедиктов, стремится не к преодолению кризиса доверия, а борется за настройку механизмов. И, как выразился он, интерфейс власти при всех трех российских президентах сводился к тому, что власть делает все для граждан и им будет хорошо, но ничего не объясняет. При этом мнением людей, хорошо ли им, всегда пренебрегают.
- Это реально самая слабая сторона власти и не только российской - и в других странах власть не объясняет, что она делает. И в силу того, что она имеет легитимность, и в силу дремучести и непонимании того, что мы живем в XXI веке, - согласился президент.
Не спорит он и с тем, что власть, как институт, как способ управления людьми, должна меняться с учетом изменений в глобальном мире. Только эти изменения не должны ограничиваться простой сменой фигур во власти. "Интерфейс имеет колоссальное значение, - подчеркнул Медведев, намекая на необходимость механизмов "Открытого правительства". - Иногда сам интерфейс определяет действия. Не наоборот - не намерения".
Позже он вспомнил начало 90-х, когда менялась власть в стране и казалось, что достаточно поставить к управлению новых людей. Исполнительную власть заменили, но она стала менее эффективной. "Люди пришли новые, а система принятия решения осталась прежней", - уточнил президент.
- Вот нам надо думать о том, каким образом менять не только людей, но и технологическое обслуживание того, что мы делаем, - заключил он.
Партнер компании Deloitte Александр Брагин заявил, что центр "Открытого правительства" должен строиться на человеке, на тех гражданах, от которых исходит инициатива. "Задача "Открытого правительства" для всех этих людей - создать комплексные подходы, чтобы все инициативы могли реализоваться", - заявил он.
При этом ректор Высшей школы экономики оговорился, что ОП не станет заменой функций государственного контроля и надзора, не вытеснит с позиций Общественную палату. "Речь идет о том, чтобы найти такого рода форму, в которой мы можем организовать конструктивное взаимодействие с исполнительной властью", - подчеркнул Ярослав Кузьминов.
Есть у "Открытого правительства" и другая проблема, помимо возможного неприятия и непонимания со стороны населения. Это неприятие может исходить от самих органов исполнительной власти. "Открытое правительство" будет дееспособно только тогда, когда руководители ведомств не будут игнорировать или имитировать сотрудничество с ним", - указал Кузьминов. Еще хуже будет, если исполнительная власть будет использовать ОП как инструмент для своих интересов, начнет контролировать его или подавлять.
Пока что на 2012 год эксперты ОП наметили ряд механизмов, которые необходимо реализовать для развития и эффективной работы структуры. Прежде всего главе государства предложили создать экспертный совет при председателе правительства. Основной задачей совета станет проведение экспертизы ключевых решений правительства. Состоять он будет из 15 человек, а назначаться на срок полномочий кабинета министров. Дальше экспертная сеть ОП будет расширяться.
Кроме того, ОП хочет перезапустить всю систему общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Их формирование предложено отнести на президентский уровень, а не на министерский, как сейчас, с тем, чтобы в советах работали опытные и независимые эксперты.
Спустя два часа разговора собравшимся предложили посмотреть результаты опросов, которые в это же время проходили на страницах РИА Новости в Facebook и соцсети "ВКонтакте". Наблюдавших за дискуссией спрашивали, готовы ли они сотрудничать с ОП. В обоих опросах большинством голосов граждане признались, что пока не понимают, что такое "Открытое правительство" и как оно будет работать.
- Почему мы все должны объяснять? - задался вопросом глава государства. - Люди сами к этому должны стремиться, если у нас развивающееся гражданское общество. Об этом "Открытом правительстве" мы говорили уже сто раз. Тот, кому это интересно, способен в этом разобраться. Есть люди, для которых это пустой звук.
Правда, тут же Дмитрий Медведев признал, что и доверие к ОП будет формироваться только в том случае, если все, сказанное уже десятки раз, будет реализовано.