Подготовлена Концепция развития системы особо охраняемых территорий федерального значения (ООПТ), которая будет действовать до 2020 года. Как будут жить заповедники и нацпарки рассказал заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии РФ Всеволод Степаницкий.
Предлагаемые меры по развитию ООПТ рассматривают два варианта сценария: "Устойчивое развитие" и "Инерционное развитие". Каждый из этих сценариев предполагает разную финансовую поддержку. Какой из этих вариантов сценария взят за основу в этом году?
Пожалуй, промежуточный. Все же в текущем году из федерального бюджета системе заповедников и национальных парков выделены дополнительные (к бюджету преды дущего года) ассигнования на поддержку различных сторон деятельности, от борьбы с браконьерством и охраны лесов от пожаров до развития познавательного туризма.
Какие, на ваш взгляд, заповедники и национальные парки соответствуют современным требованиям?
Смотря что считать требованием времени. Если говорить об одноименных природоохранных учреждениях, эффективно обеспечивающих сохранение и изучение дикой природы и (в силу специфики) объектов историко-культурного наследия и одновременно вносящих ощутимый вклад в дело экологического просвещения населения и проводящих конструктивную политику в сфере познавательного туризма, то я бы отметил национальный парк "Кенозерский" в Архангельской области, национальный парк "Паанаярви" в Карелии, "Алханай" в Забайкалье, "Угра" в Калужской области, заповедники Кроноцкий, Кавказский, Байкальский, Хакасский, "Брянский лес", Воронежский, Даурский, этот перечень можно продолжить. Но вообще в России 102 заповедника и 42 национальных парка, каждый из них вносит свою немалую лепту в сохранение нашего природного и культурного наследия - в этом и заключается требование времени.
В силу своих особенностей на территории национальных парков могут строиться туристические комплексы за счет частных инвестиций. Есть уже конкретные проекты преобразования парков?
Говорить о "преобразовании" парков здесь неуместно. Изначально норма о возможности предоставления в аренду частным инвесторам отдельных земельных участков в национальных парках в рекреационных целях введена в действующее законодательство в 1995 году. Другое дело, что в большинстве национальных парков эта норма на практике должным образом не реализована, по крайней мере, так, как это виделось, разработчикам Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". Основной этап его разработки происходил в 1994-1995 годах, и тогда огромные надежды связывались с идеей развития в национальных парках отношений, аналогичных концессионным отношениям в национальных парках Северной Америки. На реализацию этой идеи и был ориентирован заложенный тогда в закон механизм лицензирования и сдачи в аренду земельных участков для развития туризма и отдыха.
Оправдался ли в полной мере расчет на эти отношения?
К сожалению, нет. У нас так и не появился "концессионер" под стать американскому, столь же ответственный за природоохранную сторону дела, вносящий такой же вклад в дело экологического просвещения, тяготеющий к развитию не только развлекательного, но и познавательного туризма. Поэтому одна из важных задач в сфере управления национальными парками - создание условий для привлечения инвесторов, готовых на арендуемых участках национальных парков создавать инфраструктуру именно для туризма (причем в первую очередь - познавательного), а не только для физкультуры и спорта.
Предлагаемая минприроды схема предоставления земельных участков для создания туристической инфраструктуры достаточно сложная. На какой срок и на каких условиях можно получить в аренду землю в нацпарке?
На сегодняшний день обычно это делается на срок до 49 лет, а порядок и условия определяются изданным в 2010 году приказом Минэкономразвития России. Объектом договора аренды земельного участка не может быть участок, расположенный в границах заповедной и особо охраняемой функциональных зон национального парка.
Границы земельного участка, образуемого в целях заключения договора аренды, определяются в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованной дирекцией национального парка. Подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом, проект договора аренды подлежит согласованию с Минприроды России.
В свою очередь, Минприроды России предлагает внести в действующее законодательство изменения, направленные на совершенствование порядка предоставления земельных участков национальных парков в аренду. В частности, увязать определение участков, планируемых к передаче в аренду, с наличием утвержденного среднесрочного плана развития национального парка, в котором должны быть предусмотрено месторасположение таких участков и их целевое предназначение. Также необходимо предусмотреть обязательства арендаторов в части осуществления мероприятий, направленных на сохранение объектов природного и культурного наследия.
Как в вашем понимании должен развиваться экологический туризм?
В соответствии с принципами, признанными в цивилизованном мире и апробированные международной практикой. Туризм можно называть экологическим, если он обращен к природе; не наносит существенного ущерба природной среде; нацелен на экологическое просвещение (поэтому мы и говорим о познавательном туризме); сочетается с заботой о сохранении местной социокультурной среды. И, кроме того, обеспечивает устойчивое развитие районов, где он осуществляется.
Также развитие такого туризма на особо охраняемых природных территориях должно быть все же подчинено интересам сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
Концепция по развитию ООПТ ставит такую задачу, как получение дохода от природных территорий?
Получение доходов носит вторичный характер. Безусловно, это связано и с созданием условий для развития среднего и малого бизнеса, и с получением налоговых отчислений. Но что касается прямых финансовых поступлений от деятельности национальных парков (входная плата, услуги и др.), то, насколько я помню, в США доля этих средств составляет в суммарном бюджете национальных парков порядка 12%, остальное - прямые дотации из федерального бюджета.
Утвержденная Концепция развития ООПТ федерального значения на период до 2020 года задачи получения дохода от ООПТ, разумеется, не ставит. Другое дело, что Концепция предусматривает развивать, обобщать и внедрять позитивный опыт получения заповедниками и национальными парками собственных средств, в том числе за счет оказания платных услуг; совершенствовать систему арендных отношений в национальных парках. Также необходимо разработать и реализовать комплекс мер по стимулированию развития малого бизнеса в сфере организации туризма и рекреации на ООПТ; расширять участие заповедников и национальных парков в реализации некоммерческих природоохранных проектов, финансируемых международными и иностранными организациями. Кроме того, потребуется развивать практику оказания безвозмездной финансовой помощи заповедникам и национальным паркам со стороны коммерческих организаций, в том числе и через создание целевых благотворительных фондов.
Как вы считаете, горнолыжные базы могут появиться в национальных парках или этот нонсенс?
В ряде парков они уже появились, в некоторых - достаточно давно. Дело в другом. Действующее законодательство однозначно предусматривает саму возможность строительства горнолыжных комплексов (канатных дорог, подъемников, оборудованных трасс, вспомогательной инфраструктуры) во всех национальных парках. Лично я считаю это неправильным, причем неправильным концептуально. Несомненно, страна должна иметь сеть горнолыжных курортов мирового уровня. Но ведь не в каждом же национальном парке, даже если это выгодно конкретному инвестору. И если Приэльбрусье или Красная Поляна являются безальтернативными местами развития горнолыжного спорта (а они таковыми являются), то более правильно было бы изменить границы национального парка, выведя из его состава территорию, необходимую для создания горнолыжного курорта (по возможности - с территориальной компенсацией). Сегодня же, цепляясь за принцип "нерушимости границ" национальных парков и одновременно узаконивая "горнолыжное дело" на их территориях, мы создаем условия для вовлечения в него все новых и новых национальных парков. А ведь горнолыжный спорт - это не щадящий экологической туризм, он мало совместим с идеями сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Создавая в национальных парках горнолыжную инфраструктуру, мы определенным образом девальвируем саму идею национальных парков, апробированную в мире за последние 140 лет. И не случайно Канада и Австралия не только отказываются от строительства новых горнолыжных комплексов в своих национальных парках (даже в тех, где они ранее были созданы), но даже постепенно стараются идти по пути их демонтажа и вывода из границ. А в национальных парках США они и раньше не строились.