19.04.2012 00:51
Экономика

В этом году бюджетная поддержка ПФР превысит 1 триллион рублей

Началось общественное обсуждение реформы пенсионной системы
Текст:  Ирина Невинная
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №87 (5760)
Читать на сайте RG.RU

Расходы Пенсионного фонда с каждым годом растут, а вместе с ними увеличивается и необходимость вливаний из федерального бюджета.

В нынешнем году бюджетная поддержка ПФР превысит 1 трлн рублей. При этом уровень пенсий у нас по-прежнему, мягко говоря, невысок. Одним словом, пенсионную систему нужно менять - тут сомнений нет.

Но ни у ключевых министерств, ни в экспертных кругах нет пока единого взгляда о том, как должны рассчитываться пенсии, какой может быть величина обязательств государства и какую долю человек обеспечит себе сам. И самое главное, какие финансовые механизмы обеспечили бы устойчивые выплаты завтрашним пенсионерам.

Либеральные экономисты, работавшие над "Стратегией-2020", думали над изменениями в пенсионной системе. Основной посыл - государство обязано обеспечивать лишь минимальный уровень обеспечения, основная забота о безбедной старости должна лежать на самом человеке.

Эксперты также предлагают разгрузить Пенсионный фонд, увеличив пенсионный возраст. А страховой тариф предлагается уменьшить, чтобы снизить нагрузку на бизнес. Идею увеличения возраста поддерживают в минфине и минэкономразвития.

Еще одно предложение - перестать выплачивать пенсии работающим пенсионерам.

В свою очередь, минздравсоцразвития и Пенсионный фонд работают над собственной, альтернативной версией реформы - Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы в России до 2050 года. В некоторых пунктах точки зрения "экономистов" и социально ориентированных специалистов соприкасаются, во многих - расходятся диаметрально.

И хотя детальный вариант долгосрочной стратегии пока не готов, эксперты продолжают просчитывать разные сценарии, тем не менее, подчеркивают в минздраве, уже сегодня необходимо провести общественное обсуждение основных принципов, на которых будет базироваться новая пенсионная система. Консолидированный документ должен быть внесен в правительство к октябрю 2012 года.

О чем спорят

Стоит ли повышать пенсионный возраст?

"Это неизбежно, по этому пути идут все развитые страны, где население стареет, количество пенсионеров растет, а работающих уменьшается", - считают авторы "Стратегии-2020". "Необходимо плавное повышение пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и женщин к 2030 году - на 6 мес. в год для женщин и на 3 мес. для мужчин".

"Для повышения пенсионного возраста сейчас нет демографических оснований", - возражают в минздравсоцразвития. Продолжительность жизни в России начала расти, но по сравнению с Европой остается все еще низкой, особенно у мужчин. В таких условиях директивное повышение возраста выхода на пенсию вызовет негативную реакцию в обществе. Кроме того, по расчетам минздравсоцразвития, при существующем сегодня порядке начисления пенсий сэкономить на пенсионных выплатах с помощью изменения возраста не получится. Надо менять пенсионную формулу и стимулировать людей к добровольному более позднему выходу на пенсию. С последним предложением, кстати, эксперты "Стратегии-2020" вполне согласны.

Какой должна быть пенсионная формула?

Авторы "Стратегии-2020" предлагают дифференцировать уровень пенсионного обеспечения в зависимости от уровня доходов. Для низкооплачиваемых работников предлагается оставить солидарную (распределительную) систему, которая будет поддерживать уровень пенсий на прожиточном минимуме пенсионера или чуть выше. Работники со средними и высокими доходами смогут заработать более высокую пенсию - за счет индивидуальных накоплений.

В минздраве считают, что пенсионная формула должна быть предельно простой: размер страховой пенсии предлагается напрямую привязать к величине заработка и трудовому стажу. Правда, для сохранения солидарного принципа (когда доходы высокооплачиваемых работников частично идут на формирование пенсий низкооплачиваемых) придется вводить ограничители по максимально возможной величине зарплаты, учитываемой при назначении пенсии и максимального стажа.

Каким должен быть стаж для получения полной пенсии?

Сегодня право на трудовую пенсию работник получает, отработав всего 5 лет. Эксперты обоих направлений единодушны: это слишком мало, поскольку возникает "уравниловка" для тех, кто получает трудовую пенсию и, не выработав стаж, тем не менее имеет право на пенсию социальную.

Эксперты "Стратегии-2020" предлагают постепенно повысить минимальный стаж, после которого работник может претендовать на получение трудовой пенсии с 5 до 15-20 лет.

Что касается предложений минздрава и ПФР, в качестве возможного варианта замминистра Юрий Воронин привел пример того, как назначались пенсии до реформы 2002 года. Выходя на пенсию в 55-60 лет (женщины и мужчины соответственно) при минимальном стаже 25 и 20 лет, работники получали право на полную пенсию в размере 55% от зарплаты. При этом за каждый год "переработки" добавлялся 1%, но суммарно не более 20%. Максимально возможная пенсия, таким образом, равнялась 75% от зарплаты - при трудовом стаже 45 лет для мужчин и 40 лет - для женщин.

"Примерно такой же принцип мы предлагаем и в новой пенсионной формуле", - уточнил замминистра.

Какие периоды войдут в трудовой стаж?

Минздравсоцразвития предлагает вернуться к практике включения в стаж некоторых нестраховых периодов. В стаж предлагается включать время службы в армии, ухода за детьми, ухода за престарелыми родителями и членами семьи-инвалидами, а также периоды безработицы.

Время учебы в вузах и аспирантуре, полагают в минздравсоцразвития, засчитывать в трудовой стаж не стоит (если человек не совмещал учебу с работой).

Сохранятся ли пенсии у работающих пенсионеров?

Либерально настроенные эксперты заявляют: пенсия - это страховой случай утраты заработка в связи с наступлением трудоспособности из-за возраста. То есть понятие "работающий пенсионер" - это нонсенс. В советское время, кстати, подобные ограничения существовали. Получать одновременно зарплату и пенсию разрешалось лишь некоторым категориям - например, рабочим.

Тем не менее в минздравсоцразвития полагают, что вводить такой запрет в нынешних условиях нельзя - у нас слишком маленькие пенсии, пенсионеры продолжают работать не потому, что они такие уж "трудоголики", а для того, чтобы иметь средства к существованию.

"Мы не предлагаем ограничивать выплату пенсий во время работы, - пояснил Юрий Воронин. - Однако вполне возможно ввести понятную и доступную систему поощрения людей к более позднему оформлению пенсий. Это должно быть им просто выгодно".

Что будет с пенсиями "досрочников"?

Сегодня каждый третий работник выходит на пенсию на 5-10 лет раньше обычного срока, поскольку трудился во вредных условиях. Но выплата пенсий таким пенсионерам не подкреплена финансово, поскольку никаких дополнительных отчислений за них работодатели не делают.

"Такое положение не стимулирует бизнес реорганизовать производство, улучшать условия труда", - мнение экспертов единодушно. При этом авторы "Стратегии-2020" предлагают ввести дополнительный страховой тариф "за вредность": 3% для рабочих мест из списка N 1 и 2% - для мест из списка N 2.

Примерно такой же подход предлагается и авторами Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы: "Можно спорить о величине дополнительного тарифа, но сам принцип мы поддерживаем".

Пенсии и пособия