19.04.2012 04:16
Экономика

Дальневосточники предложили расширить перечень региональных авиамаршрутов

Парк легкой авиации в ДФО предельно изношен, а механизмов его обновления нет
Текст:  Татьяна Дмитракова
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (5759)
Читать на сайте RG.RU

Представители дальневосточных территорий предложили расширить перечень межрегиональных авиамаршрутов, в том числе связывающих между собой административные центры субъектов ДФО.

Региональные и местные авиаперевозки на Востоке России носят социальный характер.

- Воздушный транспорт играет исключительно важную роль в жизнеобеспечении Дальнего Востока, так как округ имеет огромную территорию с недостаточно развитой сетью наземных транспортных коммуникаций, а в ряде регионов авиационному транспорту вообще нет альтернативы, - подчеркнул заместитель пол­преда президента РФ в ДФО Александр Левинталь. - Более того, здесь и плотность населения, и платежеспособность низкие, что обуславливает слабую интенсивность пассажиропотоков и, следовательно, высокую себестоимость авиаперевозок.

Увеличивать количество рейсов сложно: летать порой попросту не на чем

Регионы прилагают серьезные усилия, чтобы сохранить и расширить местное авиасообщение. Например, в Чукотском автономном округе льготный билет на внутрирегиональных линиях с 25 марта стоит тысячу рублей при экономически обоснованном тарифе от пяти до 46 тысяч. На Колыме с 1 апреля в Эвенск, Ямск и Тахтоямск можно улететь в среднем за три тысячи. В Республике Саха (Якутия) средневзвешенный тариф на перевозки для населения равен всего 27 процентам экономически обоснованного тарифа. Выпадающие доходы местных авиакомпаний компенсируют из региональных бюджетов.

Однако вводить новые маршруты и увеличивать количество рейсов на существующих направлениях затруднительно не только из-за их высокой себестоимости. Нередко летать попросту не на чем.

По данным минпромторга, в России в реестре гражданских воздушных судов год назад значилось почти 1700 легких многоцелевых самолетов вместимостью от трех до 19 пассажиров. Из них 1490 - это Ан-2. Но в реальной эксплуатации находились только 578 судов (треть общего числа), в том числе 490 самолетов Ан-2. При этом 82 процента этого парка старше 20 лет. Ровно такая же ситуация на Дальнем Востоке.

- Регионам нужны конкретные рекомендации минтранса РФ, какие типы самолетов закупать и где размещать заказы, - заявил президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов. - Если не принять срочные меры, то в малой авиации наступит коллапс.

Ситуация с внутрирегиональными авиаперевозками на севере Дальнего Востока, по оценке Борисова, близка к критической - действующий парк малой авиации предельно изношен, а механизмы его обновления до сих пор не продуманы на государственном уровне.

По информации якутского правительства, республике не хватает самолетов класса Ан-2 и Ан-24, небольших и не требовательных к качеству взлетно-посадочных полос. Была договоренность с производителями о закупках Ан-3, но в широкое производство эти машины не поступили, потому что нет рынка сбыта в масштабах страны. Руководство Якутии изучило канадские, французские, китайские аналоги Ан-24, но по разным параметрам они уступают российским разработкам.

Задача обеспечения жителей услугами безопасного и доступного воздушного транспорта остро стоит и перед властями Сахалинской области.

- В последнее время значительные государственные средства вкладываются в модернизацию аэропортов островного региона, - напомнил губернатор Александр Хорошавин. - Одновременно с этим необходимо вплотную заниматься и проблемами обновления авиапарка, создавать условия для развития компаний-перевозчиков. В этом отношении особую значимость приобретает покупка у "Аэрофлота" в собственность Сахалинской области 49 процентов акций "Сахалинских авиатрасс". Это позволит активнее вкладывать региональные средства в развитие островной авиакомпании, а также значительно ускорить темпы замены устаревших самолетов на более современные. Кроме того, будет получен и мультипликативный эффект в виде создания дополнительных рабочих мест и увеличения налоговой базы.

В Приморье один из способов возрождения малой авиации видят в собственном производстве. Уже есть проект по сборке 19-местных самолетов на авиазаводе в Арсеньеве.

- Они подходят для полетов в отдаленные районы края - Дальнереченский, Ольгинский, Тернейский, - сделал вывод губернатор Владимир Миклушевский. - Для посадки такого самолета не нужна специально оборудованная площадка. Необходимо рассмотреть возможность приобретения подобных моделей для развития малой авиации в крае.

В конце прошлого года правительство поручило минпромторгу, минрегионразвития и мин­трансу сформировать консолидированный заказ на производство и поставку самолетов региональной авиации и самолетов местных воздушных авиалиний. Правда, эксперты относятся к этой идее с изрядной долей скепсиса. "Заказать и освоить бюджетные деньги можно, но когда российская промышленность построит новый самолет - большой вопрос", заявляют они.

Справка "РГ"

К малой авиации относятся летательные аппараты вместимостью не более 50 пассажиров. Воздушный кодекс РФ делит самолеты по взлетной массе, суда массой до 5,5 тонны считаются легкой авиацией. Широко используются оба эти названия.

Авиатранспорт ДФО Дальний Восток