19.04.2012 00:26
Общество

В свет вышла книга о религиозном опыте российских знаменитостей

Могут ли церковь и шоу-бизнес говорить на одном языке?
Текст:  Адиля Зарипова
Российская газета - Федеральный выпуск: №86 (5759)
Читать на сайте RG.RU

В издательстве "Никея" вышла в свет книга, объединяющая два на первый взгляд несовместимых между собой понятия - религия и шоу-бизнес.

В сборник "Звезды о небе" вошли интервью со знаменитостями, ранее опубликованные в православном журнале "Фома", - Никитой Михалковым, Евгением Мироновым, Александром Гордоном, Сергеем Лукьяненко, Дмитрием Дюжевым, Дианой Гурцкой - всего 35 имен. Презентация книги состоялась в ходе "круглого стола" на тему "Религия и шоу-бизнес", участники которого рассуждали о том, так ли далеки друг от друга публичность и церковная мораль.

- В каждом человеке есть место для веры, - считает известный телеведущий Юрий Вяземский. - Это своеобразная комната, которую каждый из нас заполняет по-своему. Она есть у каждого, независимо от того, пишут о нем в "желтой" прессе или нет.

Поскольку все, что происходит в сфере шоу-бизнеса, по определению служит повышению продаж, возникает вопрос: а не является ли разговор о вере очередным пиар-ходом, рассуждает молодой актер и телеведущий Борис Корчевников: "Еще после съемок сериала "Кадеты" в Интернете появились мои фотографии, на которых я посещаю храм, зазвучали упреки: пиарится на церкви. Поэтому для меня очень интересен вопрос, может ли религия сочетаться с шоу-бизнесом. С одной стороны, шоу-бизнес - это что-то надоедливое, крикливое, противное. С другой - это часть нашей современной реальности. Однажды на витрине газетного киоска я увидел православный журнал "Фома", а рядом - глянцевый журнал. Такое соседство меня очень умилило и навело на мысль, что церковь так или иначе должна искать точки соприкосновения с новой реальностью. Наши знания и традиции не будут иметь смысла, если не будут находить отклик в нашей современной жизни".

прямая речь

О том, справедливо ли кажущееся противоречие между религией и популярностью и чем разговор о вере отличается от привычных интервью, корреспонденту "РГ" рассказал один из участников "круглого стола" председатель Синодального информационного отдела РПЦ, главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда.

Сочетание понятий церковь и шоу-бизнес мало у кого вызовет положительные ассоциации. Сразу вспоминается недавний случай, когда в Вербное воскресенье прихожане московского храма Илии Пророка не смогли попасть в храм, потому что Филипп Киркоров крестил там свою дочь. Шоу-бизнес - это культ денег, любовь на камеру и вызывающее поведение. Как все это соотнести с верой и церковной моралью?

Владимир Легойда: Многие люди воспринимают религиозность как некий свод обязательств. Они рассуждают так: "Вот мы придем в Церковь, и нас обяжут делать то-то, быть такими-то". На самом деле Церковь призывает человека понять, что он может стать больше себя самого.

Мы не пытались объединить религию и шоу-бизнес. В сборник вошли интервью с людьми, которых далеко не все считают "звездами". Когда мы выбираем героя для интервью, главный критерий для нас не его популярность, а то, насколько он готов со стыдом говорить о себе, о своем внутреннем мире. И если человек готов раскрыться, неважно, что он персонаж "глянцевых" хроник.

Герои интервью, вошедших в книгу, искренне рассказывают о своем опыте обретения веры, о горечи и трудностях, которые пришлось преодолеть. Один из героев, например, рассказывал, какую обиду он испытал, когда первый батюшка, к которому он обратился, просто выставил его вон из храма. Нам часто кажется, что мы все знаем о людях, чьи лица видим на страницах журналов и газет. Но разговор о вере настолько не соответствует привычным шаблонам медийного общения, что в нем люди показывают себя с неожиданной стороны. Те, от кого я ожидал большей жесткости, рассказывали об очень личных вещах со слезами на глазах, а тот, кто со стороны казался более открытым, вдруг замыкался. Звезды тоже люди. И я не вижу такого глубокого противоречия между публичностью и религиозностью.

Вы не замечали, что религиозность уже становится модным трендом - иконки в машинах, постное меню в популярных кафе?..

Владимир Легойда: В этом году на Пасху храмы посетило очень много людей - я думаю, это и есть истинный показатель отношения нашего общества к вере. Кроме того, я всегда говорил, что мода на религию лучше, чем мода на пиво.

Нельзя забывать о том, что в отношениях человека и Бога свободен как Бог, так и человек. Не нужно ограничивать эту свободу - пусть Господь так ведет человека, как хочет. И пусть человек так воспринимает божественное, как может и умеет.

Религия