20.04.2012 00:09
Культура

Под занавес фестиваля "Дубль дв@" на авансцену выходят дебюты мастеров

Дебюты наших мастеров - на авансцене интернет-фестиваля
Российская газета - Федеральный выпуск: №88 (5761)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня заканчивается показ последнего конкурсного фильма нашего фестиваля дебютов. В ближайшие три дня мы будем подводить итоги зрительского голосования и определять победителей.

Впрочем, чтобы определить обладателя приза зрительских симпатий, достаточно просмотреть итоги голосования в Интернете - они есть на страничке каждого фильма. Выбором лауреата приза редакции "Российской газеты" сейчас займется наше жюри.

А пока на авансцену выходит параллельная программа, которая долгое время была в тени главного конкурса: "Дебюты мастеров". Первые фильмы таких режиссеров, как Вадим Абдрашитов, Николай Досталь, Юрий Мамин, Владимир Меньшов, Александр Митта, Андрей Кончаловский, Сергей Соловьев, Карен Шахназаров. В сопоставлении с современными дебютами интересно посмотреть, на какого масштаба художественные проекты замахивались молодые режиссеры советского кино, какой круг тем и проблем их занимал.

Первое, что бросается в глаза, - иной по уровню "звездности" кастинг почти всех фильмов. Пять, а то и десять любимцев публики, собранных в один ансамбль, - это было нормой. К никому еще не известному Сергею Соловьеву шли сниматься актеры такого ранга, как Михаил Ульянов, Ефим Копелян, Вячеслав Тихонов, Майя Булгакова, Екатерина Васильева. Сейчас собрать адекватное созвездие в одной картине просто не позволят крайне раздутые ставки актерских гонораров и скромные бюджеты качественного кино.

Но главное, разумеется, - темы и материал, который выбирали дебютанты. Тому же Сергею Соловьеву было 26, когда он взялся за экранизацию одной из самых "неподъемных" социальных драм Горького - посмотрите, с какой степенью внутренней зрелости сделан фильм. Андрей Кончаловский снял частный случай приезда учителя в киргизский аул с эпическим размахом и так, что идеологические шоры тех лет не помешали ему показать всю сложность и неоднозначность постреволюционного времени, - картина и теперь кажется современной по авторской позиции и языку. Вообще, пересматривая эти фильмы, еще раз понимаешь близорукость наших новых мифов о том, как свирепствовала советская цензура в кино. Она существовала, она сильно осложняла жизнь кинематографических авторов, но талантливые авторы получали поддержку, их кино умудрялось и в этих условиях быть живым, общественно активным и дерзким. Возможно, даже более активным и дерзким, чем в условиях цензуры денег, когда единственным критерием успеха стал размер кассовых сборов.

И Александр Митта, и Владимир Меньшов буквально взрывали чинный и благополучный мир официальной советской школы дебютными фильмами "Друг мой, Колька!" и "Розыгрыш". Но не возводили цинизм и жестокость в норму жизни, как в новейших "школьных сериалах", четко отделяя здоровое от больного, не признавая тупиков и видя перспективу. Кино молодыми понималось не только как средство развлечения, но и как способ формирования в зрителе нравственных устоев.

Кинокомедия, которая сегодня чаще всего заменяет зрителю щекотку, исходила из не столь уж глупой мысли Маркса о том, что "человечество, смеясь, расстается со своим прошлым". Типы, выведенные Юрием Маминым в его маленьких шедеврах "Желаю вам" и "Праздник Нептуна", или Кареном Шахназаровым в "Добряках", заставляли зрителей смеяться над самими собой - над нелепостями собственных жизней и характеров. Их юмор был адресован людям начитанным и насмотренным - как, например, в "Празднике Нептуна", для полноценного восприятия которого нужно хорошо знать шедевры и штампы советской киноклассики.

Ну, а старт знаменитого тандема Вадим Абдрашитов - Александр Миндадзе стал началом целой "новой волны" социально острого кинематографа, который разрушал советские стереотипы и реально пробуждал в людях утраченную было способность думать и действовать самостоятельно. Вообще, "производственные фильмы", над которыми так любят теперь потешаться неблагодарные потомки, не только были востребованы очнувшимся обществом, но и вселяли сознание необходимости и неизбежности совершенно иных степеней человеческой свободы. Именно им мы многим обязаны теперь.

В эти дни фестиваль "Дубль дв@" дает давним дебютам вторую премьеру, отдавая их на суд уже новых поколений зрителей. Голосования по этим фильмам нет - не хочется вовлекать классиков нашего кино в новую гонку, каждый из них уже давно имеет свое почетное место в кинематографе, у каждого теперь совершенно иные аргументы - их новые картины. Но отзывы по-прежнему можно и нужно оставлять - их ждут создатели картин и жюри конкурса рецензий, у которого для наиболее глубоких и одаренных авторов припасены свои ценные призы.

Наше кино