24.04.2012 00:30
В мире

Власти Египта начали экономическую ревизию наследства Мубарака

Египет пересматривает экономическое наследство Хосни Мубарака
Текст:  Евгений Шестаков
Российская газета - Федеральный выпуск: №90 (5763)
Читать на сайте RG.RU

В преддверии назначенных на 23-24 мая президентских выборов египетские власти начали экономическую ревизию наследства свергнутого Хосни Мубарака.

Правящий в стране военный совет полагает, что таким способом он избежит противостояния политических сил внутри общества и отвлечет внимание населения от "хитроумных" маневров вокруг предстоящего голосования. Первой "жертвой" официального Каира оказался, как предсказывали многие эксперты, газовый договор с Израилем. Впрочем, формально причиной расторжения контракта якобы стал коммерческий спор. Так египетская государственная газовая компания утверждала, что Израиль нарушил условия договора, отказавшись платить за газ в течение 4 месяцев. В свою очередь его получатель - израильская компания Ampal обратилась в международный арбитраж с иском против египетского партнера. Размер претензий составил 8 миллиардов долларов. Эту сумму израильтяне считают компенсацией за регулярный срыв поставок газа, причиной которому стали теракты на газопроводе через Синайскую пустыню. После ухода в отставку Мубарака неизвестные преступники взрывали трубы, ведущие из Египта в Израиль, 14 раз. В итоге с февраля 2011 года газопровод не работал 313 дней. Впрочем, после того как бывший президент Египта оказался в тюрьме, все понимали: газовый договор с Тель-Авивом будет расторгнут. Вопрос заключался лишь в том, когда и под каким предлогом это произойдет. Все кандидаты в президенты Египта активно использовали в предвыборной агитации газовую тему и обвиняли военных в поставках сырья Израилю по заниженным ценам. Официальный Каир не мог и дальше закрывать глаза на эти обвинения.

Дальнейшее развитие событий выглядит непредсказуемым. Стороны могут закрыть глаза на разворачивающийся конфликт, сведя его к спору хозяйствующих субьектов. Или, напротив, перевести экономическое противостояние в политическую плоскость, что в перспективе способно стать поводом для новой большой войны на Ближнем Востоке.

Отказавшись от поставок газа в Израиль, египетские военные демонстрируют готовность идти навстречу чаяниям народа. После того как Центризбирком под надуманными предлогами снял с предвыборной гонки сразу 10 кандидатов на высший государственный пост , в том числе явных фаворитов, ситуация в стране обострилась. Так двое претендентов - выдвиженец "Братьев-мусульман" и либерал - были отстранены от участия в выборах на основании того, что при Мубараке они сидели в тюрьме. В итоге то, что избиратели считали заслугой кандидатов, стало поводом для их исключения из списка претендентов. Бывший глава разведки Египта Омар Сулейман, собравший 74 тысячи подписей в свою поддержку вместо положенных 30, был отстранен, так как, по мнению ЦИК, "не добрал тысячу необходимых подписей в одной из провинций Египта". Еще один кандидат - представитель салафитов - не был допущен к выборам, поскольку его давно покойная мать имела до кончины двойное гражданство - египетское и американское. Все эти ходы выводят в лидеры президентской гонки бывшего генерального секретаря Лиги арабских государств Амр Мусу. Нынешние власти Египта были уверены: публичный отказ от поставок египетского газа в Израиль, отвлечет внимание населения от внутренних проблем и сделает главной тему "внешнего врага". Особенно в том случае, если Тель-Авив отреагирует на ситуацию непропорционально жестко. Но, похоже, официальный Каир просчитался.

В Израиле не стали драматизировать ситуацию. Глава внешнеполитического ведомства Авигдор Либерман дипломатично заметил, что договор о поставках газа, каким бы важным это соглашение ни являлось, не следует рассматривать в качестве части мирного договора с Египтом. Это заявление означает, что в Тель-Авиве стремятся на данном этапе избежать конфронтации. Ведь признание того факта, что подписанное в 2005 году газовое соглашение - составная и неотъемлемая часть мирного договора 1979 года между Израилем и Египтом, будет означать, что две страны оказываются на гране войны. Подобная новость вряд ли обрадует Тель-Авив, который продолжает подготовку к военному удару по ядерным объектам Ирана. Отсюда весьма сдержанная реакция правительства Израиля на египетский демарш.

Египет