Вы не представляете себе степень невежества молодых людей, которые хотят стать кинорежиссерами, рассказывал комедиограф Юрий Мамин. И приводил в пример свое задание сделать режиссерскую экспликацию сцены с пушкинским Германном: почти никто из студентов не знал про героя "Пиковой дамы".
Многие фильмы последних лет хранят следы невежества. Фильмы без сценария и характеров, неумело смонтированные, но лихо разрекламированные.
Проблема подготовки кадров для кино признана острейшей. Об упадке кинообразования говорят все чаще. Разговор об этом шел и на Совете экспертов с представителями Ассоциации продюсеров кино и ТВ ("РГ", 28 июня 2011 г.). Недавно в "РГ" состоялся новый разговор, целиком посвященный этой проблеме. В нем участвуют заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев, исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков, ректор Всероссийского Института кинематографии Владимир Малышев, кинорежиссер, профессор ВГИКа Владимир Хотиненко, члены ассоциации, руководители продюсерских компаний Анна Крутова, Рауф Атамалибеков, Сергей Сельянов.
"Америка нам поможет"
Сергей Сельянов: Мы добились, что в федеральные программы развития культуры вошел пункт, связанный с дополнительным образованием для кинематографистов. Наши предложения поддержал ВГИК. Партнеры - университет Южной Калифорнии (USC), один из авторитетнейших в области кинообразования. Наши педагоги смогут заимствовать методики, мы их адаптируем с учетом нашей специфики, и я думаю, внедрение нового опыта будет полезным. Не для арт-кино, где нам есть чем гордиться, а для индустрии. Так что эта наша встреча - праздничная: она посвящена запуску проекта, который мы хотим развивать совместно с министерством культуры, Фондом кино и ВГИКом. Надеемся, что в 2013 году мы откроем курсы не только сценаристов, но и других специальностей.
|
Видео: Сергей Минабутдинов |
Владимир Хотиненко: Понятно: "Америка нам поможет". Но как это будет выглядеть на деле?
Анна Крутова: Мы эту работу ведем уже года полтора. Методики для каждой страны в USC разрабатываются с учетом традиций национальной школы. Университет уже открыл школы во Вьетнаме, Албании, Саудовской Аравии, Иордании.
Нам не обидно быть в этом списке? Россия - какая по счету?
Анна Крутова: Учиться никогда не зазорно. Идею работать вместе в USC приняли с интересом. Заключено соглашение: Ассоциация продюсеров - USC - ВГИК. Пока средства ограниченны, мы договорились о запуске летних курсов. Это первый шаг к созданию школы, рассчитанной на 2-3 года обучения. Задача профессоров, которые к нам приедут, - подготовить наших педагогов. Наберем две группы сценаристов и две - педагогов. В группе не более шести человек.
Обучение платное?
Анна Крутова: Да, это коммерческая школа. На подготовку педагогов пойдут выделенные государством деньги, а сценарный курс - платный. Хотя члены Ассоциации готовы предоставить гранты отобранным ими студентам. Программа стартует 20 июня.
Рауф Атамалибеков: Отбирать студентов будем по методикам ВГИКа. Отбор будет жестким: это не лекции, а серьезная работа - готовить педагогов, которые будут передавать свои знания студентам. Начинаем с подготовки сценаристов, но уже в будущем году подключим режиссеров и художественно-технологические профессии: монтажеров, специалистов по компьютерной графике, супервайзеров. Киноиндустрия у нас есть, важно резко повысить ее организационный уровень. Вот моя компания помогает в осуществлении проекта Федора Бондарчука "Сталинград - 3D". Купили оборудование - но на нем некому работать! Пришлось взять специалистов из США. Сейчас наши люди проходят в Лос-Анджелесе курс обучения работе на этом оборудовании. Могу сказать, что в технологиях 3D мы вышли на мировой уровень. Приезжали вице-президенты компании IMAX, посмотрели снятый материал и сказали, что "Сталинград" станет первым локальным проектом IMAX в России - качество работы их удовлетворяет.
И наша система кинообразования, и русская драматургическая школа имеют свои достоинства. Вы считаете, что пора ставить крест на том, что делали Габрилович, Брагинский, Гребнев, вся команда великих сценаристов, и предлагаете заменить их традиции американской системой образования, или обе методики будут сосуществовать? Хотелось бы услышать мнение ректора ВГИКа.
Владимир Малышев: Я пришел сюда не для того, чтобы хоронить классическое образование. Безусловно, ВГИК будет его сохранять. Но система образования должна развиваться с учетом развития кино. Многое изменилось в технологиях и в потребностях зрителей. Кино все более четко делится на коммерческое и на артхаус. В артхаусе дела обстоят неплохо: наши сценаристы получают призы на международных фестивалях. Кафедрой драматургии руководит Юрий Арабов - мастер умный и талантливый. Пока он и его коллеги с нами, обучение "штучных" сценаристов будет на высоте. Другое дело - учить сценаристов для киноиндустрии.
Узловая проблема: у нас не разрешено второе бесплатное высшее образование. Вчерашний школьник может быть талантлив, но он не знает жизни и станет выдумывать какие-нибудь фэнтези. А люди с опытом попасть в институт не могут: надо платить. И вторая проблема: у молодых нет времени развиваться. Режиссер еще не успел опериться - от него уже требуют "Войну и мир". Бросьте выпускника мединститута сразу на пересадку сердца - что у него получится?
Проект альтернативного образования - наш совместный эксперимент. Это было утверждено на заседании по кинематографу под председательством Владимира Путина, так что "нас женили". Но ничего страшного - может, даже хорошо. Договорились, что это делается не в рамках классической программы образования, а на высших курсах, где эксперименты возможны. Конечно, есть сомнения: американцы не знают российской жизни - чему они могут научить сценаристов? Только технологии написания конвейерного сценария. В Голливуде сценарий редко пишется одним автором - там один дает идею, второй пишет диалоги, третий - схватки боевые. Возможно, и этот опыт окажется полезным. Главное, чтобы люди получали образование без обмана. Знаете, сколько технических вузов у нас учат на режиссеров, сценаристов и актеров? 43 вуза, 5 300 выпускников ежегодно! Технические вузы - а дипломы дают режиссера, актера, сценариста... Это явный обман абитуриентов. И тогда действительно начинаешь с нетерпением ждать американских методик.
Зачем Тарантино учиться?
Владимир Хотиненко: Меня радует, что разговор пошел более конструктивный. Ведь все начиналось с того, что кинообразование не нужно вообще: Тарантино нигде не учился. Сейчас речь пошла о требованиях индустрии - системы кровообращения, без которой кино не может существовать. Кино не может жить вечно на дотации государства. Чтобы пробиться таланту - специальное образование, возможно, необязательно. Но киноиндустрия - не индивидуальное творчество. Чтобы она возникла, нужна система подготовки кадров. Есть недостатки во вгиковской системе? Конечно, и мы пытаемся их преодолеть, привлечь к преподаванию молодых режиссеров. Но они не хотят: заняты новыми проектами. Надо пробовать любые пути поднять планку преподавания. Традиции нашей драматургии велики, но она носит литературный характер и непригодна для индустриального производства. Юрий Арабов это понимает и учит делать не только элитарное кино. Насколько я знаю, он относится к этой инициативе скорее отрицательно. Он бьется за то, чтобы сохранить нашу традицию, и, если ВГИК участвует в этом проекте, его мнение очень важно.
И все же Россия не Америка, и кино у нас различное. Было время, когда американцы изучали основы школы Кулешова, Эйзенштейна, Пудовкина...
Владимир Хотиненко: Мне уже 60, довольно много чего снял, но с удовольствием поехал бы в американскую киногруппу, чтобы посмотреть, как немыслимо четко они организуют работу. Кино всюду похоже, и киношники во всем мире похожи друг на друга. И конкуренция - это всегда хорошо. А вот 43 вуза, которые готовят у нас кинематографистов, - это проблема. Впрочем, может быть, кому-то из продюсеров такие "радиоуправляемые" режиссеры и выгодны: так называемое "продюсерское кино" можно снять вообще без режиссеров.
Владимир Малышев: Я не считаю, что должна быть конкуренция. У нас вся конкуренция - оплевать другого: он делает плохо, а я - хорошо! Нет, нам надо впитывать лучшее в чужом опыте и на его основе развивать свое кинообразование. Ведь проблема драматургии - не только российская, за рубежом тоже много пишут о сценарном кризисе. И не от хорошей жизни переснимают старые сюжеты. Мы наконец согласились, что нужно готовить специалистов для "массового" кино, а российская школа автор ского кино остается в числе действующих. Без нее мы перейдем к конвейерному кино с оловянными солдатиками вместо героев. Путь школы конкурируют - а зритель решит, что ему интереснее.
В какой мере государство готово поддержать этот импорт образовательных услуг?
Григорий Ивлиев: Министерство культуры поддерживает конкуренцию между вузами и образовательными системами. Сама идея школы родилась в конкурентной среде. Если продюсер Толстунов говорит, что нет специалистов, способных воспроизвести историческую обстановку для фильма, если Сельянов сетует, что сценарий не проработан, и нет людей, которые могли бы это сделать, - естественно, они ищут способ восполнить лакуну. В нашем кино нет настоящих героев, а в Голливуде умеют создавать киногероев лучше, чем где бы то ни было, - естественно желание поучиться. И мы поддерживаем это начинание. От поддержки фильмов переходим к поддержке базовых сфер кинообразования. Поддерживаем и идею развить начинание в большую программу. Но когда сетуют на то, что выделяется мало денег, надо понимать: мы поддерживаем и другие институции - школу Никиты Михалкова, например, которая тоже откроется летом. Не менее важна и модернизация киноинститутов - с приобретением оборудования, новых зданий, их объединение с научно-исследовательскими учреждениями и филиалами. Все это - деньги!
А как насчет второго бесплатного высшего образования для творческих вузов? Ведь действительно же не могут вчерашние школьники писать зрелые сценарии!
Григорий Ивлиев: Была идея законопроекта, подготовленного в Комитете ГД по культуре. Но решили прежде испытать модель, когда государство дает гранты - оплачивает получение второго высшего образования нескольким студентам. Но грант оказался недостаточным. Тогда решили создать трехлетнюю магистратуру, где могли учиться лица, имеющие высшее образование. Но и это лазейка закрывается с принятием Закона "Об образовании" в той редакции, которая вносится в Госдуму. И, хотя в целом этот закон министерство культуры поддержало, вопрос остается актуальным.
Владимир Малышев: Преимущество ВГИКа - наличие студии, оснащенной новым оборудованием: у студентов есть производственная база. Но работать нормально она не может. Помню, на каком-то из съездов Тарковский сетовал: не горят лампочки! Понимаете, проблема столь неразрешима, что о ней надо говорить на съезде! Так и здесь: есть студия, но нет кадров - деньги микроскопические. И все усилия насмарку: все хорошие идеи разбиваются о потухшую лампочку.
Сначала идея, потом деньги
Анна Крутова: И минкультуры и правительство, слушая наши стенания по поводу отсутствия кадров, отвечают: "Мы оказали вам поддер жку - вкладывайтесь в кинообразование!". Но дело продюсеров - снимать кино, причем в кино вложены средства и частных инвесторов. А образование - все-таки дело государства. Продюсер должен быть разносторонне образованным человеком, чтобы угадать возможности сценария, творческой идеи. В Голливуде сначала выращивают идею, а потом под нее ищут бюджет. У нас - чаще наоборот. Потому что нет продюсерской школы. Надо готовить продюсеров, именно эта профессия создает индустрию! Поэтому вслед за сценарным мы запустим и этот курс.
В Голливуде есть большой интерес к нашим старым, всеми любимым фильмам. И они хотят делать ремейки. Они признают, что Россия - страна ярких художественных индивидуальностей. Но индустрию делают профессионалы. Поэтому мы говорим не о производстве гениев, а о создании сценарного цеха, способного воплотить идеи продюсеров, режиссеров. ВГИК выпускает 15 сценаристов в год - как и в прошлом веке. Но производство фильмов, учитывая телепродукцию, в стране выросло во много раз.
В основе индустрии - развитая система образования, отрегулированные рынки, законодательная база, регулирующая в том числе и работу кинотеатральной сети, обеспечивающая поддержку отечественного кино. Но поправки к 4-й части Гражданского кодекса выходят без учета нужд киноиндустрии. А первое условие для создания индустрии - внимание государства. На пять миллионов рублей, которые выделены на создание дополнительных площадок, мы эти проблемы не решим.
Сергей Толстиков: Важно, что идея альтернативного образования возникла в самом киносообществе - в Ассоциации кино- и телепродюсеров точно знают, чего им не хватает. Процесс сдвинулся с мертвой точки. Кино - это альянс искусства, культуры и экономики. Баланс между ними важен: нет экономической базы - не будет и искусства. Мы говорим о национальной культуре, и это правильно. Но прав и Владимир Хотиненко: кино - мировой язык. Когда наши фильмы получают призы в Венеции - это признание, что существует мега язык. Индустрия не имеет национальности, это технократичная вещь. Производительность труда в Голливуде намного выше, стало быть, заимствование каких-то форматов - закономерный процесс. Возражают: у нас есть свои школы. Но если 43 школы выпускают "недоспециалистов" - происходит девальвация профессий, и этому нужно поставить заслон. Мы как Фонд кино заинтересованы в эффективности расходования средств, и начинание Ассоциации продюсеров приветствуем: чем профессиональнее организован процесс, тем эффективнее работают средства. Нужна база данных, куда и какие средства должны направляться.
Григорий Ивлиев: В последние годы господдержка кино увеличилась вдвое. Мы перешли к поддержке проектов, позволяющих обеспечить кино кадрами. Есть и другие возможности, заложенные в целевой программе развития культуры. Она рассчитана на годы, и важно, чтобы мы получали эти предложения более четкими. Чтобы становились очевидней потребности общества в развитии той или другой отрасли. Тогда проще добиваться увеличения финансирования конкретных направлений. У нас не было проблем с получением грантов для образовательных учреждений. Это будут гранты продюсеров, которым такие специалисты нужны. Гранты органов власти субъектов РФ, которые нуждаются в развитии своей культурной базы. И конечно, надо внимательно смотреть, чтобы не остались за бортом и талантливые люди, которые ограничены в средствах. Механизм платности образования должен быть дифференцирован. Должны быть исключения для людей, которые не могут оплатить свою подготовку в такой форме.
Кино и амбиции
Сергей Толстиков: В прошлом году мы посылали десять сценаристов в Америку - из них пятеро уже дали нам интересные идеи. Иногда человеку важно просто приехать в Лос-Анджелес и заразиться тамошней энергетикой. Почувствовать себя в контексте мировой киноиндустрии. Нужны амбиции мирового уровня. В спорте каждый надеется стать чемпионом - здесь то же самое. Не все станут чемпионами, но система должна быть настроена на то, чтобы заряжать амбициями. А основа амбиций - уверенное владение профессией.
Анна Крутова: Ассоциация потратила на этот процесс немало денег. Все строится на доверии, на чувстве ответственности. Это система обязательств. Сколько нужно денег на запуск школы? Один только консалтинг USC по каждому направлению стоит 250-300 тысяч долларов в год. А надо запустить как минимум пять направлений. Благодаря Кинофонду мы стали видеть, как расходуются госинвестиции. Поддерживаем частные инициативы. Например, Британская академия дизайна объявляет о запуске киношколы, основанной на западных методиках, и мы вошли в попечительский совет.
В Интернете успехом пользуется ролик, где запечатлены российские киносъемки: изба взорвалась раньше, чем был готов оператор, и съемочная группа под густой мат пытается снимать догорающие остатки, чтобы хоть что-то могло войти в фильм. У нас катастрофическое положение со "средним звеном" кинопроизводства.
Владимир Малышев: Да, это беда. Но могу сказать, что в апреле заканчивается процесс передачи ВГИКу четырех кинотехникумов: Ростовского, Иркутского, Сергиев-Посадского и в Калининградской области. На их базе мы открываем филиалы и будем вводить новые учебные дисциплины для подготовки среднего звена. К нам переходит и НИИ киноискусства. Возникает огромный учебный комплекс.
Владимир Хотиненко: Как было бы замечательно, если бы это все заработало! Но это потребует усилий невероятных, потому что старая формула "Кадры решают все" по-прежнему актуальна.
Мы знаем, что в кругу кинематографистов есть сомнения в целесообразности идти на выучку к производителям голливудской конвейерной продукции. Не к мастерам американского кино, а к технологам поточного мейнстрима. Наше ТВ уже прошло этот путь, в 90-е годы закупив множество заокеанских форматов, - мы видим, какого уровня "продукт" теперь доминирует на телеэкранах.
Другие точки зрения на проблему кинообразования мы обязательно представим читателям "РГ".