Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) в ближайшее время обратится к власти с предложениями, которые призваны остановить незаконные переводы пенсионных накоплений граждан в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В чем суть этих предложений, "РБГ" спросила у президента НАПФ Константина Угрюмова.
- Константин Семенович, чем вызвано ваше обращение в правительство? Сейчас что, участились случаи незаконных переводов в НПФ?
- В процентном отношении к общему числу привлеченных в НПФ граждан случаи незаконных переводов снижаются каждый год. Хотя в 2011 году в НПФ пришло рекордное количество клиентов, мы не ожидаем учащения мошенничеств. НАПФ совместно с ПФР продолжает бороться с незаконными переводами средств застрахованных лиц в НПФ.
НАПФ неоднократно на протяжении последних трех лет обращалась в министерства и ведомства с предложением комплексных мер по минимизации рисков нарушений прав граждан и систематизации процесса подачи заявления гражданина на переход из фонда в фонд. Первый раз ассоциация направила письмо с предложениями в минздравсоцразвития еще в 2009 году. Однако, несмотря на все предложения сообщества и прямое поручение председателя правительства минздравсоцразвития не приняло никаких шагов для ликвидации объективных условий для мошеннической деятельности, ограничившись предложениями облагать НПФ огромными штрафами либо вообще прекращать их деятельность даже по одному факту мошеннических действий агентов. Поэтому по итогам внеочередного заседания Совета НАПФ было принято решение об официальном обращении к президенту и председателю правительства РФ. В нем мы представим не только комплекс предложений, но и конкретные изменения, которые необходимо внести в нормативные документы.
- Как действуют мошенники?
- Самое поразительное в том, что существующие законодательные нормы по переводу средств застрахованных лиц из одного фонда в другой позволяют активно развиваться мошенническим схемам. Об этом, кстати, говорится и в письме Генерального прокурора президенту России. Теперь несколько конкретных примеров. Сейчас гражданин может подавать заявление о переводе накоплений в другой фонд сколько угодно раз в течение года. Особо предприимчивые агенты, пользуясь этим, многократно переписывают граждан из фонда в фонд, получая агентскую комиссию. При этом ПФР переводит гражданина только по его последнему в календарном году заявлению. Таким образом, только один фонд - последний в цепочке - получает клиента, а остальные терпят убытки, как материальные, так и репутационные. Еще одним мощным фактором является то, что сейчас нет четко прописанной квалификации подобного преступного деяния. Так как в конечном счете деньги граждан никуда не пропадают и, соответственно, ущерб им не наносится, максимальное наказание, которое могут применить к мошенникам, - небольшие штрафные санкции либо увольнение без последствий. Рынок по закону даже не может вести так называемые "черные списки" агентов.
- Как изменить ситуацию?
- В первую очередь необходимо дать гражданам возможность подавать заявления через портал государственных услуг в "личных кабинетах". Далее, установить подачу заявления только один раз в год по аналогии с обязательным медицинским страхованием. Ведь там никто не говорит об ущемлении прав граждан. Как показывает практика, люди редко меняют свои решения, а мошенники этим обстоятельством пользуются. При этом мы предлагаем обработку поданных заявлений проводить в течение месяца после подачи заявления застрахованным лицом. В этом случае процесс рассмотрения заявлений приобретет непрерывный характер - заявление от застрахованного лица будет рассмотрено в течение одного месяца после его подачи и реализовано в течение трех месяцев. Подобный порядок соответствует принятому сейчас порядку вступления застрахованного лица в программу государственного софинансирования пенсий и одновременном написании заявления о переходе в НПФ. Ускоренная обработка заявлений прежде всего в интересах граждан, которые практически в режиме онлайн будут понимать, что происходит с их деньгами. Также одним из основных рычагов воздействия на лиц, фальсифицирующих документы, необходимые для выбора застрахованным лицом страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должна стать законодательно установленная система административной и уголовной ответственности.
- Какие еще предложения вы вносите?
- В число наших предложений также входит ограничение прямого перехода граждан из одного НПФ в другой. Для того чтобы гражданин мог сменить один негосударственный пенсионный фонд на другой, ему будет необходимо лично обратиться в отделение Пенсионного фонда России. Эта мера сразу выбьет почву из-под ног агента-мошенника. Поясню, агента уволили за махинации, но он с базой клиентов уходит в другой НПФ. Такой порядок перехода станет просто экономически бессмысленным для мошенников. Если же случай мошенничества произошел, мы предлагаем рассматривать претензии граждан в досудебном порядке с последующим признанием договора об ОПС недействительным. Это позволит максимально быстро вернуть средства пенсионных накоплений предыдущему страховщику. Также НАПФ предлагает отказаться от оплаты услуг негосударственных пенсионных фондов по заверению подписей застрахованных лиц. Сегодня за каждое такое заверение ПФР платит НПФ по 4 рубля. До 20% случаев отказа Пенсионным фондом России в переводе накоплений граждан, связанных с потерей или несвоевременным представлением договоров об ОПС, по мнению НАПФ, можно уменьшить путем введения упрощенной системы перевода. Достаточно будет подписать заявление, в котором гражданин подтвердит свое согласие с условиями страхования, которые будут едины для всех фондов и зафиксированы нормативными документами. Эти условия должны быть прописаны в правилах каждого фонда. В этом случае составление договора является излишней бюрократической процедурой и уменьшает риск отказов, когда в результате огромного документооборота договоры граждан порой просто теряются. Наши предложения позволят кардинально сократить нарушения прав застрахованных лиц, в том числе фальсификацию документов. Но для того чтобы процесс заработал, необходима корректировка полного объема соответствующей нормативной базы.
- Какая именно корректировка?
- Для наведения порядка с переводом граждан в НПФ необходимы конкретные точечные изменения действующего законодательства, а именно 167-ФЗ, 75-ФЗ и 111-ФЗ, а также процедур и административных регламентов, действующих в Пенсионном фонде России и НПФ-страховщиках по ОПС, прав доступа к информационным ресурсам системы индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС и Единого реестра застрахованных лиц. Все конкретные поправки в законы будут представлены высшему руководству страны.
- Какова позиция у минздравсоцразвития? Как в министерстве восприняли ваши предложения?
- Как ни странно, но ассоциация, представляющая профессиональное сообщество, к диалогу не приглашена. Крайне важна необходимость комплексного решения проблемы путем одновременного внесения изменений в нормативную документацию и перехода к новой процедуре перевода накоплений в полном объеме. Попытки принять нормативные акты, в которых предлагается не решить проблему, а сильнее наказать НПФ, крайне непродуктивны. Предлагаемые минздравсоцразвития колоссальные штрафы для НПФ за один факт фальсификации документов, совершенных конкретным человеком, наносит прямой ущерб самим застрахованным лицам, которые перевели пенсионные накопления в данный НПФ, поскольку все деньги в НПФ предназначены для выполнения обязательств перед застрахованными лицами. Также непродуктивны предложения останавливать деятельность НПФ за одно-два нарушения. Для граждан в этом случае только усложнится процесс подачи заявления о переводе своих средств. И самое главное, министерство ничего не предлагает для оперативного возврата пенсионных накоплений граждан прежнему страховщику в случае незаконного перевода, а ведь именно это прежде всего нужно пострадавшему человеку.
Только полная ликвидация объективных условий для мошенничества - единственный и давно уже назревший выход из сложившейся ситуации.
- Сколько времени займет процедура рассмотрения ваших предложений? И когда можно ждать результатов?
- О точных сроках говорить не приходится. По истечении 9 месяцев с даты получения Минздравсоцразвития России поручения председателя правительства о подготовке предложений по борьбе с фактами мошенничества результата нет. НАПФ, в свою очередь, готова активно работать в этом направлении и в кратчайшие сроки представит президенту и председателю правительства проекты изменений в соответствующие нормативные документы. Мы вынуждены поступить именно так.