24.04.2012 00:49
Экономика

Эксперт: Урал и Сибирь на втором месте после Москвы по активности бизнес-ангелов

В российских регионах уже есть все основные условия для активного развития рынка инвестиций ранней стадии
Текст:  Людмила Морозова (УрФО)
Российская газета - Спецвыпуск: №90 (5763)
Читать на сайте RG.RU

Об особенностях работы российских бизнес-ангелов, о специфике инвестиционного климата в регионах и о рисках финансирования проектов ранней стадии рассказывает "РГ" Константин Фокин, президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов.

"Российская газета": Константин Петрович, какая связь существует между бизнес-ангелами и государственными институтами развития?

Константин Фокин: Бизнес-ангелы - непрофессиональные индивидуальные инвесторы, вкладывающие незначительную часть своего капитала в относительно рискованные проекты на ранней стадии развития и оказывающие им также всевозможную помощь нефинансового характера, предоставляя в распоряжение предпринимателей свой опыт, связи и любые другие возможности.

А государственные институты развития - это организации, создаваемые государством для развития тех или других рынков. На рынке венчурных инвестиций ранней стадии задача таких институтов - добиться того, чтобы на нем стало больше различных частных инвесторов и они были активнее.

В соответствии с мировой статистикой деньги ангелов-инвесторов - это до 90 процентов от общей суммы капитала, доступного для компаний ранней стадии. Поэтому задача институтов (РВК, Сколково, Роснано) - сделать все возможное, чтобы в России стало больше ангелов и они все охотно инвестировали. В первую очередь - в молодые инновационные компании. Задача не такая простая, но решить ее, в том числе используя проверенные практикой во множестве развитых стран инструменты, можно.

РГ: Что для этого необходимо?

Фокин: В первую очередь важен общий инвестиционный климат в стране. Если люди, в том числе потенциальные инвесторы, смотрят на ситуацию позитивно, верят, что "все будет хорошо", то они спокойно могут позволить себе вкладывать хотя бы часть свободного капитала в достаточно рискованные и долгосрочные проекты.

Второе, важно иметь стимулирующее государственное, в том числе налоговое, регулирование такого рода инвестиций. Так, например, в Великобритании - одном из наиболее развитых в Европе рынков частного капитала - ангел-инвестор может получить налоговый вычет на сумму своих вложений в инновационные проекты ранней стадии, то есть в зависимости от действующей для него налоговой ставки при инвестициях в год в сумме 100 тысяч фунтов он может получить налоговый вычет прямо в том же году на сумму от 10 до 40 тысяч. Это здраво. Инвестиции ранней стадии - высокорискованные вложения, поскольку значительная часть может быть потеряна, поэтому облагать такие деньги налогом просто неразумно. Кроме того, в случае провала проекта ангел-инвестор также может предъявить к налоговому зачету часть своих инвестиций. В случае же успеха - получить льготу по налогу на прирост капитала. В совокупности это делает инвестиции в такие проекты более привлекательными. Люди понимают это и… вкладывают деньги, никакой магии.

В России нам еще предстоит осознать уникальность и важность этого класса инвесторов и предпринять такого рода шаги. У нас нет выбора. Конечно, при условии, что мы хотим увидеть появление большого числа быстрорастущих инновационных компаний. Ангелы - самый логичный источник их финансирования.

Третье, могут быть эффективны специальные инструменты развития этого рынка. Стоит внимательно посмотреть на зарубежные образовательные программы (как для инвесторов, так и для предпринимателей), фонды соинвестирования, поддержку ангельских организаций.

РГ: А какова связь бизнес-ангелов и венчурного капитала?

Фокин: Ангелы обычно инвестируют на более ранней и, соответственно, более рискованной стадии. В то же время, если компания успешно развивается, то ей зачастую требуется дополнительное финансирование большего объема. Так бывает, если, например, на деньги ангела закончена разработка прототипа, а уже на деньги инвесторов более поздних стадий нужно начинать производство, заниматься маркетингом и т.д. Венчурные фонды - наиболее логичный источник капитала на этих этапах.

С точки зрения отношения венчурных капиталистов к компаниям, в которые до этого инвестировали ангелы, универсального ответа нет. Все зависит от ситуации. Если ангел приносит проекту пользу и капиталист эту пользу видит, то для него такая компания более интересна, он ей больше доверяет. Могут быть и обратные ситуации, к сожалению. Наблюдал на практике реальный проект в России, в который инвестировал ангел. На более поздней стадии компания начала переговоры с крупным фондом, и одной из причин отказа стало присутствие этого ангела в капитале и органах управления компании.

РГ: Как обстоят дела с бизнес-ангельским движением в регионах?

Фокин: Часть российских регионов начинает понимать важность этого рынка, изучать инструменты его развития и начинать их реализацию. Явных лидеров здесь пока нет, но большими шансами стать пионером сегодня, конечно, обладает Москва. Уже в 2012 году здесь планируется запустить первый в России государственный фонд соинвестирования с бизнес-анге­лами и пилотную серию специализированных тренинговых мероприятий.

Начало второй "волны" активного развития этого рынка в регионах мы видим на Урале и в Сибири. Уже созданы и активно развиваются региональные некоммерческие объединения ангелов-инвесторов - БАУР и БАС: Бизнес-ангелы Урала и Сибири соответственно. Это инициативы снизу. Властям регионов уже есть с кем предметно разговаривать на эту тему. Такое развитие событий вполне логично. В каждом из регионов присутствует очень серьезный интеллектуальный потенциал, сконцентрированы финансовые ресурсы. Все основные условия для активного и успешного развития рынка таких инвестиций есть. Нужно работать, и результат обязательно будет.

РГ: В каких именно регионах эта деятельность наиболее развита?

Фокин: Мы находимся на ранней стадии развития рынка. Инвесторов уже много, но не все они понимают "ангельский" характер своей деятельности и пока не всегда видят  ценность сотрудничества с коллегами, в том числе путем объединения в разного формата организации - клубы, сети, синдикаты.

Тем не менее в большинстве наиболее развитых регионов России такого рода организации уже созданы и вполне системно действуют. Кроме уже упомянутых Бизнес-ангелов Урала (которые работают в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Ханты-Мансийске и Перми) и Бизнес-ангелов Сибири (Новосибирск, Томск, Красноярск, Кемерово), такие организации созданы в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Саратове. В стадии создания находятся сети бизнес-ангелов в Калуге (Обнинск), Воронеже, Казани, Самаре. Кроме того, начинают появляться межрегиональные и международные объединения таких инвесторов.

РГ: Какого рода проекты планируются в Уральском регионе?

Фокин: Если говорить про последние сделки, спектр достаточно широк - от производства инновационных систем электроснабжения для трамвайных депо до систем трехмерного компьютерного зрения и "умного" видеонаблюдения. Один из этих проектов именно благодаря своевременной помощи ангела смог успешно привлечь следующий этап инвестиций от Фонда "Сколково".

РГ: Каковы суммы вложений в эти проекты? Какие в основном инвесторы: зарубежные, частные, представители венчурного капитала или бизнес-лидеры региона?

Фокин: В основном региональные. Как правило, уральские коллеги рассматривают проекты, требующие 2-5 миллионов рублей. По отдельным сделкам суммы доходят до 10-12 миллионов. С течением времени и ростом доверия между участниками рынка будут расти и возможности для привлечения в каждую конкретную сделку нескольких инвесторов одновременно, в том числе и из разных регионов. Это означает, что могут расти и суммы сделок. При этом ключевая стадия для ангелов - старт бизнеса. И инвестиции здесь могут начинаться буквально с нескольких десятков тысяч рублей. Что открывает этот рынок действительно большому числу участников.

Среди уральских ангелов, как правило, - успешные предприниматели с профильным опытом, за плечами некоторых из них реализованные проекты по превращению стартапов в лидеров международной хайтэк-индустрии.

РГ: По каким критериям обычно подбираются проекты?

Фокин: Каждый инвестор уникален в силу своего образования, жизненного и делового опыта, инвестиционных возможностей и преференций, видов на будущее и временных ограничений. Понимая, что мы говорим о действительно большом количестве потенциальных инвесторов (в обозримом будущем - десятках тысяч людей), спектр критериев, по которым они подбирают проекты, покрывает весь рынок: для одних это может быть фармацевтика, для других - новые материалы, кто-то готов активно участвовать в проекте, другой не имеет такой возможности и т. д.

Конечно, всех волнует вопрос профессионализма, порядочности и "упертости" предпринимателя, то есть его готовности учиться, падать, вставать и идти дальше. Крайне важен хороший человеческий контакт: если его нет, то, скорее, будет сложно работать.

Далеко не всегда инвесторы вкладываются в проекты в рамках какой-то отдельно взятой отрасли. И профессиональные интересы, и простое человеческое любопытство (а иногда и тренд) могут совокупно формировать достаточно большой спектр - от финансов до нанотехнологий.

РГ: Какие существуют риски для бизнес-ангелов в проектах? Как их можно снизить?

Фокин: Есть два основных риска для ангела-инвестора. Первый: сможет ли предприниматель реализовать на практике свой проект, добиться успеха? Второй: если проект будет успешным, поступит ли предприниматель порядочно - поделится ли он со своим первым инвестором этим успехом, в том числе финансовым?

Принимая во внимание все сложности, с которыми сталкиваются предприниматели на всех этапах развития своего бизнеса, и ограниченные возможности  защиты прав инвесторов, особенно миноритарных, оба риска очень актуальны для ангелов.

Основных способов их снижения также два. Первый - внимательно смотреть на каждый проект: на людей, на степень их увлеченности и компетенции, на их репутацию. Второй - по максимуму систематизировать свою деятельность, объединяясь с другими инвесторами, в том числе в целях совместного инвестирования в большее число проектов в целях диверсификации рисков. Грамотный портфельный подход к этой деятельности значительно повышает шансы каждого инвестора на успех.

РГ: Сколько в России бизнес-ангелов? Их количество увеличивается или уменьшается?

Фокин: Мы можем оценить только примерно. По данным Национальной ассоциации, в России уже тысячи людей сделали свои первые ангельские инвестиции. Потенциально готовы к этому (есть свободный капитал, позитив, компетенции) уже десятки тысяч. И их будет становиться все больше и больше. Медленно, но уверенно Россия развивается, благосостояние граждан растет, растут и финансовые возможности. Это в конце концов приведет к росту инвестиций в начинающие инновационные компании. Мы в этом уверены и всячески будем содействовать росту рынка.

Экономика УрФО