24.04.2012 00:42
Экономика

Разрешение на извоз смог получить только каждый десятый таксист

Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №16 (845)
Читать на сайте RG.RU

Совет Федерации одобрил закон, устанавливающий новые правила работы на рынке такси. Соответствующие изменения вносятся в ряд действующих законов, в том числе в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Законом, в частности, предлагается разрешить работать службам такси и индивидуальным таксистам не только на автомобилях, находящихся у них в собственности или на условиях лизинга, но и на арендованных машинах независимо от даты заключения соответствующего договора. При этом эксплуатируемые автомобили должны соответствовать требованиям, установленным субъектами РФ, подчеркивается в документе.

Кроме того, поправки приостанавливают до 1 июля 2012 года действие положения КоАП об ответственности за перевозку пассажиров и багажа водителем, не имеющим при себе соответствующего разрешения на осуществление деятельности. Законодатели решили дать время субъектам РФ привести свое законодательство в соответствие с федеральным, тем более что есть несколько субъектов, которые не принимали вообще свой закон, и там даже нет уполномоченных органов, которые вправе выдавать эти разрешения. Разрешения получили только 10% от всего числа таксистов, то есть чуть более 100 тысяч человек, хотя, по подсчетам экспертов, их не менее 1,5 миллиона.

Поправки устанавливают на федеральном уровне исчерпывающий перечень документов, которые должны предоставлять предприниматели для получения разрешения для работы на такси. Ранее этот перечень устанавливали регионы. До сих пор количество документов определяется на региональном уровне. Сейчас таксисту нужно будет иметь всего пять документов.

1. Заявление.

2. Паспорт.

3. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, полученная не ранее чем за три месяца до дня ее предоставления.

4. Копия свидетельства о регистрации ТС или копия договора лизинга или аренды (если соответствует требованию).

5. Декларация о соответствии ТС нормам закона (в части шашечек, цветографической схемы, ТО каждые полгода, мед- и техконтроль перед выходом).

Больше всего вопросов вызывает последний документ, но это, по сути, формальная гарантия заявителя соблюдать законные требования, не требующая каких-либо подтверждений. Например, в Москве это прописано в форме заявления на получение разрешения, и "декларацией о соответствии" является просто подпись под этим заявлением.

По словам директора некоммерческого партнерства "Лига такси" Булата Каримова, очень важно, что закон предусматривает возможность подачи заявления на получение разрешения на осуществление деятельности такси в электронном виде через портал госуслуг. Это особенно актуально для сибирских и дальневосточных регионов страны с их огромными расстояниями.

Еще одна проблема, которая учитывается в поправках, - использование таксометра. Прежний закон обязывал устанавливать счетчики во все машины. Однако в небольших городах стоимость проезда может быть фиксированной, а не зависеть от времени. Для некоторых таксистов установка таксометра - пустая трата денег. Согласно поправкам счетчики должны будут устанавливаться только в крупных городах, где стоимость поездки на такси зависит от времени и расстояния. В тех населенных пунктах, небольших российских городах, где такси работают по фиксированным ценам, они будут продолжать работать по этим ценам в соответствии с правилами перевозки, утвержденными правительством РФ. Субъектам РФ разрешат договариваться между собой, чтобы такси могли работать не только в своем регионе. Сегодня, для того чтобы перевезти пассажира в соседний регион, таксист должен иметь два разрешения. А, например, для поездки из Петербурга в Москву - чуть ли не пять штук.

В связи с необходимостью серьезных экономических затрат перевозчиков на перекраску транспортных средств до 1 января 2013 года приостановлено действие нормы, регулирующей цвет кузова легкового такси как способа его идентификации по отношению к другим транспортным средствам. В поправках вводится понятие "цветовых гамм", что подразумевает, в том случае если субъект РФ пойдет на введение цвета, введение не менее двух цветов. По словам первого зампреда думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, работа над совершенствованием законодательства в сфере такси продолжится. Депутаты хотят ужесточить наказание для серых перевозчиков. Это восстановление справедливости должно произойти, поскольку сейчас Кодекс об административных правонарушениях наказывает так называемых "бомбил", то есть нелегальных перевозчиков, максимальной суммой штрафа, как физических лиц, на 5 тысяч рублей. В развитых, цивилизованных странах самый большой грех - это неуплата налогов. "Бомбилы" не платят налоги, а мы их наказываем 5 тысячами, для них эта сумма не является настолько серьезной, чтобы они отказались от этого промысла. Поэтому необходимо перевести акцент в наказаниях на нелегалов, и для этого надо вносить отдельные поправки в Кодекс об административных правонарушениях, чтобы вычленить эту группу граждан из категории физических лиц.

Как нам сообщил Булат Каримов, профессиональное сообщество в целом удовлетворено поправками в закон. Больше всего таксистов тревожил вопрос собственности таксомоторов. Законодатели пошли им навстречу. Очень важный момент - конкретизация документов для получения разрешения, потому что на местах, особенно в отдаленных регионах, власти стали придумывать региональные требования к документам, видимо, для того, чтобы кому-то перекрыть путь на рынок. Второй важный момент - это то, что требовать или не требовать установки таксометра будут решать местные власти. В Санкт-Петербурге, например, решили не требовать установки таксометра.

Закон, конечно, не идеален. Получается, вносятся поправки к поправкам. Нужен новый закон, который бы создавался с учетом опыта внедрения этих поправок. В нынешнем законе слишком много требований предъявляется к легальным перевозчикам, а никаких форм поддержки не предусматривается, имеется в виду не только материальная поддержка. Почему бы, скажем, не компенсировать частично затраты таксисов, чтобы перевозки были дешевле, чтобы люди пересели с частных машин в такси, что позволило бы разгрузить транспортные артерии больших городов. Нужны законодательные инициативы, касающиеся диспетчерских служб, которые не имеют своего парка, а только принимают по телефону заказы от населения и передают их нелегальным перевозчикам.

- Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге крупные таксомоторные компании с собственным подвижным составом вытесняют диспетчерские службы, - говорит Булат Каримов. - Вполне вероятно, что через несколько лет основной костяк столичных таксомоторных рынков будут составлять легальные организации, располагающие парком комфортабельных автомобилей. Инвестициями в таксомоторные компании с собственным подвижным составом впервые за всю историю отечественного такси заинтересовались крупные финансовые организации, и немалую роль в этой позитивной трансформации рынка играет закон о такси.

Сейчас, по оценкам межрегионального некоммерческого партнерства "Лига такси", в большинстве субъектов Федерации легально работают не больше 5% игроков рынка коммерческого извоза. В столице в рамках лицензии работают 13,2 тыс. из 40-50 тысяч автомобилей такси, в Северной столице - 4 тыс. из 15 тысяч.

Общественный транспорт Совет Федерации