Недавняя инициатива президента Абхазии Александра Анкваба по возможному восстановлению сквозного движения по стальной магистрали Адлер-Сухуми-Кутаиси- Тбилиси-Ереван-Тегеран вызвала отклик и в Грузии. Это, напомним, основная транзитная магистраль региона, но она бездействует с 1992 года. Из-за этого грузы взаимной и международной торговли следуют кружными и, соответственно, более дорогостоящими путями. По некоторым оценкам, ежегодные потери России от бездействия данной артерии достигают минимум $ 300 млн в год.
Между тем имеются экономические и юридические предпосылки как для восстановления, так и дальнейшего развития этого основного российско-закавказского коридора.
Каха Кукава, руководитель группы грузинских торговых компаний, которые планируют вернуться в 2012-м на российский рынок, недавно заявил, что эти компании готовы начать переговоры с Сухумом по открытию упомянутого маршрута. Что, как полагает батоно Кукава, будет дополнением к успехам на переговорах по возобновлению в 2012 году прямой российско-грузинской торговли. По его словам, "открытие этой железной дороги в интересах народов на обоих берегах Ингури. Такой проект экономически выгоден и Грузии".
Во всяком случае, предстоящее открытие прямого железнодорожного сообщения Иран - Армения, дополненняя восстановление главного транскавказского коридора, создаст для России, всех стран Западного региона экс-СССР, Скандинавии и Восточной Европы кратчайший путь на Средний Восток и в бассейн Персидского залива. По той же причине данная артерия выгодна и странам этих азиатских регионов. Как отмечалось на недавней презентации на ВВЦ инвестпроектов стран - членов Организации черноморского экономического сотрудничества, многосторонние консультации о возобновлении работы маршрута Россия-Абхазия-Грузия периодически ведутся с 2005 года. Инвестстоимость реконструкции абхазско-грузинских участков этой магистрали оценивается в $ 150-170 млн.
В двухсторонних аспектах данного проекта тоже есть подвижки. Так, по данным официальной статистики Грузии, ее торговля с Россией в 2011 году достигла $ 430 млн. В то же время, как уточнили "РГ" в ФТС России, в 2011 году этот показатель увеличился на $ 38 млн, составив $ 286 млн. Разница в цифрах обусловлена недостаточным учетом грузинского реэкспорта в РФ через страны СНГ. У России - шестое место во внешней торговле Грузии. Кроме того, нефтепродукты и газ Армения получает из России в основном через Грузию, в том числе по трансчерноморскому паромному маршруту порт Кавказ (РФ) - порт Поти (Грузия).
Российский экспорт в Грузию представлен зерном, природным газом, древесиной, электроэнергией, масло-молочными товарами, сахаром... Встречный ассортимент менее широкий: доминирует грузинская гидроэлектроэнергия (Грузия, среди стран экс-СССР, - один из крупнейших поставщиков электричества в РФ).
Способствует восстановлению и развитию коридора РФ-Грузия-Армения-Иран, проходящего через Абхазию, и недавнее решение Совета стран экс-СССР по сотрудничеству в сфере железнодорожного транспорта: "...со станций Эстонской, Латвийской, Литовской, Белорусской, Молдавской железных дорог и железных дорог Украины вагонопоток на станции Грузинской железной дороги может следовать без дополнительного согласования... и без участия паромных переправ - то есть через пункты перехода Самур (Россия-Азербайджан) и Беюк-Кясик (Азербайджан-Грузия). Аналогично... - со станций Грузинской железной дороги". А в рамках уточнений того же Совета по вопросу регулярного обмена вагонами между всеми постсоветскими странами, - такой обмен "...необязательно каждый раз согласовывать с руководством Грузинской железной дороги".