Ритуалы и стратегия
Инаугурация президента должна стать эмоциональной, юридической и смысловой точкой процесса трансформации целого комплекса отношений, которые составляют суть российской политики. Процесс этот начался не 2 марта и закончится не 7 мая. Ведь выборные страсти не до конца еще улеглись, а системе, институтам и персоналиям необходимо время для адаптации к новой реальности. Однако вне зависимости от степени готовности кого бы то ни было, в ближайшие дни наступит очевидная кульминация длительного переходного периода для власти и поэтому внимание к событиям, заявлениям и даже ранее незаметным ранее "мелочам" существенно обостряется.
Главная опасность данного промежутка времени для участников событий, их преданных сторонников и заинтересованных наблюдателей - чрезмерное увлечение этими самыми "мелочами", т.е. неизбежной суетой, сопровождающей процесс передачи должности главы государства. Сопутствующие ему кадровые и стилистические перемены, с учетом номенклатурных и информационных игр делают почти невозможным беспристрастный анализ ожидаемого действа.
Хотя сделать такой анализ необходимо, чтобы не сводить процедуру вступления президента в должность к протокольному действию в ущерб реальному политическому содержанию. А здесь содержание принципиально важно. Ведь не столько от заранее известных слов, сколько от пока неизвестных действий напрямую будет зависеть предусмотрительно не предусмотренная Конституцией, но все же существующая в реальной жизни государственная идеология. Причем во всех ее проявлениях, начиная от внешний стилистики и заканчивая внутренними инструментами непубличной политики.
В этой связи напрашивается несколько замечаний.
Первое. Инаугурацию не стоит сводить к ритуальной передаче дел в присутствии некоего "набора" элиты. Она дает важный для власти и общества стимул продуктивно порефлексировать по поводу недавнего прошлого и недалекого (хотя бы!) будущего. Несмотря на то, что поиск новых идей и рецептов никогда не заканчивается, его иногда, как прибыль (или убыток, как кому будет угодно) нужно "фиксировать". Такого рода необходимое подведение итогов присутствовало во вчерашнем выступлении президента Медведева на Госсовете.
Второе. Май - крайний срок для предъявления обществу реальной стратегии власти. Вопрос не только в наличии "дорожных карт" реформ. В этих технологических "путеводителях" по законам и регламентам много хорошего. Но вопрос в том, как принимаемые по этим картам нормы будут работать и будут ли работать вообще. Это зависит от необходимого целеполагания, которое должны разделять граждане. Наличие технологической карты в нашем случае не освобождает от определения и принятия обществом конечной политической цели.
И, наконец, третье. После 7 мая отсутствие стратегии уже не избавит от необходимости ее реализации. Необходимо хотя бы в последние дни определиться, где следует двинуться дальше вперед, а где - волевым решением остановить ранее не вполне удачное начатое. Невозможно проводить реформы ради реформ. Институты должны приспособиться к новым правилам игры. В противном случае от "оказания услуг населению" легко вновь вернуться к "хозяину земли русской", хотя, возможно, и без столь трагичных для страны последствий.