25.04.2012 00:57
Власть

Лавров обсудил с властями Таджикистана вопрос военного присутствия РФ

Почему Таджикистан не спешит отвечать России на трудные вопросы?
Текст:  Владислав Воробьев (Душанбе)
Российская газета - Столичный выпуск: №91 (5764)
Читать на сайте RG.RU

Вчера глава МИД России Сергей Лавров укреплял передние рубежи борьбы с афганским наркотрафиком.

В Таджикистане российскому министру пришлось задать таджикской стороне несколько сложных вопросов, ответы на которые официальный Душанбе не торопится давать Москве.

Несмотря на усилия Вашингтона убедить весь мир в том, что на афганском направлении у американцев получается если не все, то уж точно многое, на экспертном уровне звучат диаметрально противоположные оценки: напряженность в Афганистане не спадает. Талибы демонстративно наращивают свое влияние там, где обеспечение безопасности переходит в руки официального Кабула. При этом афганской территорией экстремисты не ограничиваются. Так, за первые три месяца этого года в горные районы Таджикистана перебралось несколько отрядов афганских боевиков. Кроме того, по данным разведки, талибы практически открыто ведут подготовку по созданию сразу нескольких военных баз в непосредственной близости от таджико-афганской границы.

Но в этой крайне сложной обстановке Таджикистан, похоже, не спешит предпринимать конкретные и, главное, решительные действия по обеспечению своей, а значит, и соседей (в том числе России) безопасности. Россия и Таджикистан продолжают поиск взаимоприемлемых решений по вопросу функционирования 201-й российской военной базы после 2014 года. Москва напоминает, что подразделения базы входят в состав коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. Проект нового соглашения по базе готов примерно на 50 процентов. Однако, как стало известно "РГ", таджикская сторона затягивает дальнейшие переговоры. В Душанбе Лавров прилетел в том числе для того, чтобы процесс согласования конкретных пунктов соглашения перестал пробуксовывать. "Сегодня была подтверждена заинтересованность руководства Таджикистана в сохранении этой базы", - заявил Лавров по итогам переговоров.

Почему медлит таджикское руководство? Ответ на этот вопрос очевиден, если вспомнить, что в 2014 году американцы выведут большую часть своих войск из Афганистана. При этом Вашингтон не только собирается сохранить свое военное присутствие в афганских провинциях и после 2014 года, но и все активнее "окучивает" сопредельные государства Центральной Азии на предмет создания и там своих "фортов". Позиция Москвы по этому поводу однозначна. "За 10 лет пребывания американских войск в Афганистане безопаснее там явно не стало. Создание аналогичной военной инфраструктуры в странах Центральной Азии будет столь же непродуктивным. Базы не помогли улучшить ситуацию в Афганистане, не помогут и в Центральной Азии", - считает российский дипломатический источник.

Но в центральноазиатских государствах есть политические силы, которые явно думают иначе. Там американцев рассматривают с вполне прагматичной точки зрения как источник постоянных доходов, исчисляемых десятками миллионов долларов. Именно поэтому медлят с закрытием авиабазы "Манас" в Киргизии. Что же касается Душанбе, то, как стало известно "РГ", Белый дом не прочь создать в Таджикистане логистический центр для обеспечения заключительного этапа американской военной операции в Афганистане.

Однако каковы гарантии, что США не останутся на таджикской земле после 2014 года? Россия никогда и не скрывала, что в целом негативно относится к расширению американского военного присутствия в регионе. "Борьба с афганскими наркотиками используется внерегиональными силами для укрепления своего военно-политического присутствия в Центральной Азии", - заявил "РГ" источник в российской делегации. А ведь в рамках ОДКБ у сторон есть соответствующие договоренности. Речь идет о том, что размещение военных баз иностранных государств возможно только после консультаций с остальными членами ОДКБ. Россия негативно относится и к еще одной инициативе США по созданию региональных структур по сотрудничеству в Афганистане и вокруг него. В Москве подобные планы Вашингтона называют контрпродуктивными, так как они в целом повторяют существующие форматы. Речь в первую очередь идет о ШОС и ОДКБ. Правда, НАТО до сих пор отказывается от любого сотрудничества главным образом с ОДКБ. В Душанбе, без сомнения, прекрасно знают об этом. Тем не менее Таджикистан дал понять, что не прочь подключиться к новой американской антинаркотической инициативе для Центральной Азии.

Внешняя политика Таджикистан МИД