26.04.2012 00:54
Власть

Минюст запустит гражданский портал для борьбы с правовым нигилизмом

Минюст подключает к контролю за действием законов гражданское общество
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №93 (5766)
Читать на сайте RG.RU

Министерство юстиции намерено запустить правовой портал, который позволит любому человеку подключиться к борьбе с правовым нигилизмом.

Глас народа сообщит, что замалчивают или не замечают чиновники. Неравнодушные граждане смогут отслеживать по Сети, как работают наши законы, какие возникли проблемы, где открыты лазейки для коррупционеров.

Минюст, собрав информацию, постарается исправить положение. Подробности нового для нашей страны направления юридической деятельности сообщил в эксклюзивном интервью "РГ" заместитель министра юстиции РФ Виктор Евтухов.

Расскажите, как будет все происходить?

Виктор Евтухов: Сейчас на сайте минюста в сети Интернет создается правовой портал, который предоставит гражданам возможность on-line участвовать в проведении мониторинга правоприменения: оставлять свои мнения и предложения о действующих или неэффективно действующих законах.

Пользователи Интернета смогут направить в минюст свои отзывы о "работе" нормативных правовых актов, обозначить проблемы и сложности, возникающие в правоприменительной практике. Таким образом мы предполагаем привлечь гражданское общество к процессу совершенствования нормативно-правовой базы.

Не будут ли электронные послания уходить "на деревню дедушке"?

Евтухов: Могу заверить, что предложения граждан не останутся просто "висеть" на сайте и не будут положены "под сукно" до лучших времен. Их анализом и обобщением будут заниматься наши сотрудники и привлеченные эксперты. Не исключено, что многие войдут в итоговый доклад, который будет ежегодно представляться президенту по итогам мониторинга. Эти предложения будут учитываться при формировании проекта плана законопроектной деятельности правительства.

Кроме того, правовой портал министерства юстиции предоставит возможность доступа к результатам осуществленного минюстом мониторинга.

Работа будет проходить исключительно в электронном режиме?

Евтухов: Помимо правового портала в минюсте уже создан и Экспертный совет по мониторингу правоприменения. Он стал экспертным и консультативным центром для координации мониторинга правоприменения. Сегодня в его состав уже включены кандидатуры ряда общественных и научных организаций, в том числе в него вошли адвокатские образования. Кстати, от "Российской газеты" в состав Экспертного совета предложена кандидатура Ямшанова Бориса Александровича - редактора отдела общественной безопасности и права.

Может быть, есть уже какие-то первые итоги правоприменения - какой-то закон или разработан законопроект? Ведь работа началась не вчера.

Евтухов: Итоги, безусловно, есть. В 2011 году в рамках реализации полномочий минюста осуществлялся мониторинг выполнения решений Конституционного суда. В прошлом году им было принято 22 решения, требующих внесения изменений или признания утратившим силу различных законодательных актов. Это касалось широкого спектра вопросов: местного самоуправления, судебной системы, социальной защиты, пенсионного обеспечения и тд.

Министерством юстиции был выполнен достаточно большой объем работы, направленный на выполнение решений. Так, разработано 8 законопроектов, из которых 1 внесен в Госдуму, 2 - в правительство, остальные законопроекты находятся на различных стадиях исполнения.

Кроме того, по результатам мониторинга в 2011 году реализовано 20 решений Конституционного суда, а именно исполнено 14 постановлений. В рамках выполнения судебных решений принято 16 нормативных правовых актов в сфере уголовно-процессуального, налогового законодательства, различной социальной поддержки граждан и тд.

По результатам мониторинга правоприменения по состоянию на 31 декабря 2011 г. реализовано 66 решений, принятия нормативных правовых актов требуют 43 решения Конституционного суда.

Итоги мониторинга правоприменения за 2011 год направлены министерством юстиции в Конституционный суд, в администрацию президента, аппараты правительства, Совета Федерации и Госдумы, а также полпреду президента РФ в Конституционном суде.

Правозащитники активно обсуждают идею создания гражданских комиссий для проведения независимых экспертиз судебных решений, вступивших в законную силу. По замыслу, заключения подобных комиссий, состоящих из компетентных людей, в том числе правоведов, сами по себе не будут иметь юридической силы. Но, в случае обнаружения явных ошибок, суды смогут возвращаться к делам, перепроверять решения, учитывать мнение профессионалов. Возможно ли создание подобных комиссий в рамках системы правового мониторинга? Это не будет формой давления на суд, но как форма контроля - возможно.

Евтухов: Комментирование судебных актов, вступивших в законную силу, выходит за рамки компетенции министерства юстиции. При мониторинге правоприменения в соответствии с одноименной методикой источником информации выступают в том числе и судебные решения. Вместе с тем выводы о правоприменительной практике по определенному вопросу делаются на основании анализа всего массива принятых судебных решений по данному вопросу.

Противоречивая судебная практика говорит о возможной необходимости корректировки нормативных правовых актов РФ, которая интересна для экспертов в процессе мониторинга правоприменения.

Ключевой вопрос

Планирует ли минюст привлекать граждан на платной основе для подготовки экспертных заключений о состоянии российского законодательства? Или, скажем, оплачивать подготовку подобных заключений предлагается заинтересованным структурам, в том числе бизнес-структурам?

Евтухов: На данный момент вопрос выделения средств из федерального бюджета на оплату труда экспертов по проведению мониторинга правоприменения остается открытым. Но ведь процесс только начался. Мое мнение, что по-настоящему высокопрофессиональная и высокотехнологичная работа по мониторингу правоприменения, конечно, должна оплачиваться.

С другой стороны, мониторинг правоприменения - это прекрасная возможность для бизнеса ликвидировать "слабые" места в законодательстве. Назрела проблема - значит, не исполняется закон, либо он просто отсутствует. В такой ситуации заинтересованные представители бизнеса способны организовывать фокус-группы, спонсировать их и готовить квалифицированные заключения о том, как и что нужно изменить в законодательстве.

Кроме того, участие в мониторинге правоприменения профессиональных юристов должно стать элементом корпоративной этики и деловой успешной карьеры юриста. Стимулировать интерес к этому среди молодых юристов, ученых и студентов возможно за счет организации конкурсов, бонусами за участие в которых может стать перспективное трудоустройство в ведущие юридические компании.

Цифра: 209 правовых актов еще советских времен были отменены в прошлом году в рамках работы по инкорпорации советского законодательства. Координирует ревизию советских законов министерство юстиции.
Право Минюст