27.04.2012 00:44
Экономика

Эксперты разрабатывают "дорожные карты" улучшения бизнес-климата в РФ

Предпринимателям дадут шанс строить больше жилья и меньше тратить денег и времени на чиновников
Текст:  Тарас Фомченков
Российская газета - Столичный выпуск: №94 (5767)
Читать на сайте RG.RU

В два раза сократится себестоимость жилья и в семь - время на получение доступа компаний к энергосетям, если будут реализованы четыре "дорожные карты" улучшения делового климата в стране, которые разрабатывает Агентство стратегических инициатив (АСИ).

Если же эти проекты останутся втуне, Россию ждет один из самых негативных сценариев в экономике, считают эксперты. Вчера они провели пресс-конференцию "Национальная предпринимательская инициатива: первые результаты работы".

Одна из "дорожных карт" посвящена поддержке доступа на рынки зарубежных стран и экспорта. Вторая - совершенствованию таможенного администрирования. Третья - повышению доступности энергетической инфраструктуры. И четвертая - упрощению процедур получения разрешения на строительство.

Для их разработки созданы рабочие группы. 3 мая, сообщил гендиректор АСИ Андрей Никитин, "дорожные карты" представят наблюдательному совету агентства. "Будут разработаны предельно обязывающие документы, которые позволят уже в этом году начать их реализацию", - рассказал глава агентства.

И уже в следующем месяце будет начата работа по другим "дорожным картам", содержание которых Никитин пока не раскрыл.

Вчера эксперты раскрыли первые четыре "карты". В строительстве, считают они, необходимо в три раза сократить сроки работ. И это, уверен руководитель рабочей группы Леонид Казинец, вполне реальная задача. "Сегодня значительная часть времени уходит на согласование, получение документов. Это занимает до тысячи дней, а само возведение объекта - в три раза меньше", - рассказал он. Конечно, уточнил Казинец, наш план не приведет к тому, что объемы строительства утроятся, но себестоимость жилья может реально упасть. Но для того, чтобы это стало возможным, необходимо внести ряд изменений в законодательство. Казинец также предложил реализовать те излишки земли, которые есть у государства и муниципалитетов. "Пока они лежат мертвым грузом, не принося никакого дохода. Если их купят предприниматели, начнут платить налоги, то обеспечат наполнение бюджета", - пояснил эксперт.

Ситуация с поддержкой экспорта, по мнению руководителя Экспортного страхового агентства России Петра Фрадкова, тоже требует серьезных изменений. Сегодня, заметил он, только одна из каждых 200 зарегистрированных в России организаций является экспортером. За рубежом эта цифра выше на порядок. "Надо развивать неэнергетическую составляющую экспорта. И я надеюсь, что к 2020 году она вырастет на 250 процентов", - прогнозирует Фрадков. И предложил сосредоточиться на формировании общенациональной системы поддержки экспорта, расширять ассортимент и повышать доступность финансовых услуг. В регионах надо создавать свою инфраструктуру поддержки, ориентированную на малый и средний бизнес, начинающих экспортеров.

Эти меры надо сочетать с изменением таможенного администрирования, продолжил тему руководитель еще одной рабочей группы Виталий Сурвилло. Главное желание бизнеса, заметил он, чтобы таможенные операции стали быстрыми, простыми и прозрачными. Выпуск товара должен стать первичен, а уплата пошлин и другая сопроводительная деятельность - вторична. Значит, надо сократить сроки таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров, усовершенствовать его формы и методы, административную ответственность за нарушение таможенных правил. Все это в итоге должно привести к тому, что к 2020 году количество документов, требуемых для пропуска товара через границу, для импорта должно снизиться с 10 до 4, для экспорта - с 8 до 4, а сроки подготовки документов сократиться в пять раз - до 7 дней. И это тоже выполнимо, уверен Сурвилло. В пунктах авиационного досмотра, привел он пример, практически никаких замечаний со стороны предпринимателей нет, значит, можно все-таки правильно наладить работу.

Вместе с тем развитие бизнеса невозможно без повышения доступности к энергетической инфраструктуре, заметил Сергей Пикин, замруководителя рабочей группы АСИ. Сейчас прохождение всех процедур занимает 281 день, а через 8 лет предприниматели будут тратить всего 40 дней, если будет реализована третья "дорожная карта". "В Москве, например, более тысячи мегаватт висят свободными на балансе предприятий. Их надо перераспределить. И большую часть средств брать не за подключение, а за использование энергии", - предложил он.

При подготовке карт основное внимание было уделено изменению прямых измеримых показателей, которые особенно волнуют бизнес, пояснил член наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив Александр Галушка. Стоит отметить, что руководители рабочих групп, рассказывая о сделанном, старались не отступать от этого направления. И все они отметили огромное количество административных бюрократических барьеров, мешающих развитию бизнеса.

Бизнес