27.04.2012 00:42
Экономика

Для экстренной помощи российским туристам создадут специальный фонды

Не стоит покупать путевки, если они на 30-40 процентов дешевле, чем в среднем на рынке
Текст:  Анастасия Дуленкова Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №94 (5767)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня Совет Федерации рассмотрит уже принятые Госдумой поправки в закон о туристской деятельности. Для экстренной помощи туристам в России будет создан специальный компенсационный фонд. Увеличится и сумма страховой гарантии. Правда, отдыхающим все равно надо держать ухо востро, советуют эксперты. И внимательно изучать цены, прежде чем отдать деньги за тур. Именно демпинг назвал накануне одной из главных проблем отрасли министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко.

С начала года уже разгорелось три крупных скандала, и виновниками всех случаев стали фирмы, продающие путевки ниже себестоимости. Сотни наших сограждан оказались под угрозой выселения из отелей за рубежом и не могли вовремя добраться домой.

Если стоимость путевки отличается от средней по рынку на 30-40 процентов, это должно насторожить будущего туриста, говорит исполнительный директор Клуба защиты прав туриста Федор Коробков. Обычно средняя цена тура у разных операторов отклоняется в одну или в другую сторону на 10 процентов. Снижать цены в этом диапазоне могут те фирмы, у которых есть свои гостиницы, хорошие связи с принимающей стороной и авиакомпаниями. Но многие компании, не имея этих преимуществ, все равно предлагают путевки значительно дешевле. Часто они вынуждены так поступать, потому что заранее закупают чартеры у авиаперевозчиков.

А потом не могут набрать на эти рейсы туристов и несут убытки. Оборотных средств не хватает, туроператоры залезают в долги, пытаются собрать деньги, продавая дешевые путевки. В итоге возникают своеобразные "пирамиды". И когда они рушатся, обнаруживается, что счета в отеле турфирмой не оплачены, рейсы в обратную сторону - тоже. Вступление в ВТО постепенно усилит конкуренцию на рынке международных авиаперевозок, и туроператоры уже не будут так сильно зависеть от диктата перевозчиков, надеется Коробков.

Однако параллельно как можно быстрее надо принимать меры к демпингующим фирмам, считает гендиректор одного из крупных туроператоров Татьяна Ванд. Демпингом, говорит она, можно считать снижение цены от среднерыночной на 20 процентов. Но сейчас по российскому антимонопольному законодательству уличить туроператора в демпинге невозможно. Для этого надо, чтобы он обладал 30 процентами рынка, но официально даже крупные компании занимают на нем долю не больше чем в 5 процентов. Необходимо внести изменения в антимонопольное законодательство, понизить порог присутствия на рынке для проведения расследований. А в отраслевом законе запретить компаниям торговать с большими скидками на весь сезон, предлагает Ванд.

В Европе, ссылается она на зарубежный опыт, распродажи объявляются на определенный период, и если кто-то выходит за эти рамки, к нарушителям применяются жесткие санкции. Определить периоды, когда допустимы распродажи, - например, сразу после "зимних каникул", когда спрос низкий, - а также среднюю себестоимость путевок мог бы специальный экспертный совет, ассоциации туроператоров, считает собеседница "РГ". Но для этого они должны обладать определенными полномочиями. "Демпинг в чистом виде устранить нынешними механизмами невозможно", - соглашается вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.

Прописанный в поправках к закону компенсационный фонд - шаг в правильном направлении, одобряет Ванд. Его наполняемость составит около 250-300 миллионов рублей ежегодно. Но всех проблем со спасением попавших в трудную ситуацию туристов, особенно если это будет касаться большого числа людей, фонд не решит, предупреждает эксперт. Во-первых, объясняет она, надо четко закрепить, что средства фонда должны идти только на чрезвычайные туристические нужды, а не на развитие. Во-вторых, более активно задействовать страховые механизмы. Например, сейчас большинство туристов покупают лишь медицинскую страховку, а так называемая "страховка от невыезда", то есть как раз на случай проблем с авиакомпанией, уже оставлена на усмотрение отдыхающих. И многие ею не пользуются.

Еще одна проблема - возникновение форс-мажорных ситуаций за рубежом, например, связанных со стихийными бедствиями или политическими волнениями. Министерство иностранных дел в таких ситуациях делает заявления, что оно "не рекомендует" эту страну для посещения. Использовать более жесткую формулировку дипломаты не могут по политическим причинам. Но страховые компании, поясняет Ванд, не могут продавать полисы, в которых учитывалась бы формулировка "МИД не рекомендует". В итоге практически вся нагрузка ложится на отрасль, а надо, чтобы этим были озабочены и сами граждане, и государство, объясняет Ванд. В тех случаях, когда туристы застревают за рубежом из-за наводнений или извержения вулкана, как это было в прошлом году, должны активнее подключаться министерство иностранных дел, МЧС.

Ассоциация туроператоров предлагает свою идею спасения туристов из-за банкротства туроператоров. Если у фирмы, входящей в состав какого-либо профессионального объединения, начинаются финансовые трудности, такое объединение может предложить другой компании, работающей по тому же направлению, оплатить услуги и перебронировать их на себя. Но средства на это должен выделить страховщик проблемного оператора. Правда, такой механизм можно применять только в случае, если фингарантий хватает на всех пострадавших, несостоятельная компания готова к сотрудничеству, а страховщик согласен пойти на определенный риск, объясняет первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.

Есть свои подводные камни и в вопросе с фингарантиями. В случае с обанкротившимся недавно "Идеальным миром" до сих пор непонятно, выплатит ли страховщик компенсации пострадавшим за счет фингарантии. Дело в том, что, как уверяет "Росгосстрах", у туроператора истек срок договора. И, по большому счету, гарантий, что такая же история не повторится с другой компанией, нет. Нужно обязать страховщиков сообщать в Ростуризм о продлении или непродлении договора, чтобы такие ситуации не возникали впредь, рекомендует директор Института социальной политики Сергей Смирнов. Похоже, в закон придется вносить новые поправки.

Впрочем, определенную защиту туристам уже внесенные изменения, безусловно, дадут, считает Коробков. Туроператоров обяжут размещать на своих сайтах информацию о турагентах, которые продают их путевки, будет создан единый реестр таких агентств. Операторы, по сути, станут отвечать за своих агентов, у граждан будет меньше шансов "влипнуть" в неприятную ситуацию. А если у вас все-таки возникли неприятности за рубежом, то для подачи в дальнейшем претензий к туроператору или иска в суд надо заранее приготовить доказательства - все чеки, квитанции, контактные телефоны свидетелей.

Тур на неделю. Звездность отелей соответствует 3-4 звездам в Греции, Испании и на Кипре и 4-5 звездам в Египте и Турции. Учитывалась наиболее популярная у туристов система питания: в Турции и Египте - "все включено", в Греции, Испании - "полупансион", в Таиланде - "полный пансион".

Туризм Совет Федерации Госдума