27.04.2012 00:03
Культура

Гид-парк: Фотографии инженера Владимира Шухова увидели свет

Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №94 (5767)
Читать на сайте RG.RU

"Россия Владимира Шухова. Личный фотоархив. Начало ХХ столетия" - М.: Фонд "Шуховская башня", ABCdesign, 2012.

Если это и совпадение, то из тех, что выглядят закономерными. Я имею в виду тот факт, что альбом, представляющий личный фотоархив инженера Владимира Григорьевича Шухова и изданный при поддержке ОМК, увидел свет накануне 100-летия со дня открытия ГМИИ им. А.С. Пушкина. Владимир Григорьевич - помимо того, что спроектировал и построил первый российский нефтепровод для бакинской компании братьев Нобелей (1878), первым изобрел промышленное производство бензина из нефти, придумал первые танкеры-баржи на Волге и газгольдеры, построил легендарную Шуховскую радиобашню (1919-1922) - еще и участвовал в проектировании и строительстве перекрытий для Музея изящных искусств императора Александра III. Именно ему музей обязан ажурными застекленными перекрытиями, которые пропускают свет и обеспечивают оптимальное освещение экспонатов. Но о фотографическом наследии Шухова знали в основном специалисты.

Надо сказать, что Шухова заинтересовала не просто фотография, а стереофотография, которую при желании можно рассматривать в качестве прабабушки 3D технологий. Шухов снимал камерой "Вероскоп", изобретенной Жюлем Ришаром и выпускавшейся во Франции с 1894 года. Возможно, он купил камеру в Париже, где на Всемирной выставке 1900 года получил золотую медаль за новые модели паровых котлов. Но самые ранние снимки, датированные в альбоме, относятся к январю 1903-го.

Практически сразу его снимки выходят за рамки семейной хроники. Он снимает баррикады в декабре 1905 года и забитый досками вход в бани Бирюкова на Пресне в ноябре 1905-го, выборы в первую Государственную Думу 25 марта 1906 года и затопленную наводнением Большую Ордынку в апреле 1908-го... Он явно ощущает ответственность свидетеля истории. При этом его снимки отличаются продуманной композицией. Ошеломляюще выразительными получились у Шухова фото раненых, сделанные в 1914 году в госпитале, устроенном в здании Женского клуба на Арбате. Портреты Толстого, Чехова, Чайковского, оставшиеся в палате от интерьера Женского клуба, что подчеркивают бесчеловечность войны и шире - контраст идеалов культуры, вроде бы очевидных для каждого, и военной мясорубки. Если для снимков, которые он рассматривает как свидетельства истории, Шухов выбирает статичные прямые ракурсы, то в семейных фото он охотно экспериментирует. Судя по снимкам детей, раскачивающихся на качелях, его явно интересует передача движения. И динамичные диагонали и летящие платьица появляются на его фото задолго до снимков конструктивистов. Но самая фантастическая часть альбома - это, конечно, индустриальная съемка. Безлюдные цеха со станками, монументальная, почти классическая мощь нефтеперегонного завода, ременные передачи и паровые котлы, клепаные баржи и ажурная геометрия Шуховской радиобашни - это просто гимн модерну, инженерной мысли и точному расчету.

Хотелось бы, конечно, увидеть не только книгу, но и выставку оригиналов фотографий Шухова. Но пока об этом можно только мечтать. В ближайших планах фонда "Шуховская башня" - только лекция о творческом наследии этого изобретателя в Лектории Политехнического музея, которая должна состояться 22 мая.

Фотография Москва Столица