На этой неделе Госдума приняла в первом чтении проект поправок в Гражданский кодекс. Лед тронулся, впереди - решающие баталии. В схватках второго чтения будет решаться в том числе судьба нотариата и всех нас. Станет ли человек с печатью нашим доверенным лицом. Или как прежде - будем ходить по минному полю, покупая квартиры и дачи?
Тарифы широкого доступа
Идея повысить роль нотариуса в нашей жизни вызывает жаркие споры. Противники боятся очередей и высоких цен. Осторожные сомнения высказала и Ассоциация юристов России, изучившая законопроект. "Большинством региональных отделений Ассоциации высказаны сомнения в целесообразности введения обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом. По мнению многих юристов, это повлечет возложение на граждан дополнительных расходов", говорится в рекомендациях президиума АЮР.
Однако, продолжается в документе, идея законопроекта состоит в том, чтобы нотариус, который удостоверяет сделку с недвижимостью, был обязан не только проверить ее законность, но и зарегистрировать права на недвижимость в государственном реестре (точнее, совершить действия по передаче документов для регистрации и по получению готовых документов). "В результате реализуется принцип своеобразного "единого окна", и этим "окном" становится нотариальная контора, на которую возлагается необходимость совершить все остальные действия", полагает АЮР. Значит, люди все-таки выиграют - будет меньше беготни и процедур. При этом представители нотариального сообщества уверяют, что выйдут примерно те же самые деньги. Впрочем, тарифы - отдельный вопрос.
Как следует из переходных положений проекта, новый порядок не вступает в силу с 1 сентября 2012 года, он отложен до принятия нового Закона о нотариате. "В этой связи Ассоциация считает необходимым активизировать работу над проектом нового Закона о нотариальной деятельности и нотариате. Это должен быть закон, четко определяющий нотариальную ответственность и устанавливающий посильные для населения нотариальные тарифы", сказано в документе.
Мастодонты с печатью
Уникальность момента в том, что у нас хотят создать что-то основательное, на века. Давно подобных проектов не было. А которые были - не получались. Мешали то революции, то еще что.
В итоге мы привыкли мыслить пятилетками, и не чувствуем масштабов. Размаха нам не хватает. Зато в избытки скепсис, мол, опять ничего не выйдет для пользы.
Между тем, нотариат пытается создать институт, который бы охранял право собственности несмотря на любые перемены в стране. А когда человек чувствует себя хозяином в своем доме, он и гражданином будет хорошим.
Сила нотариуса в его независимости и консервативности. Ни один государственный орган не сможет похвастаться такой стабильностью и долголетием. Кто даст гарантию, скажем, что Росреестр в нынешнем виде просуществует лет пятьдесят?
Грянет очередная реформа, и быть может появится Роскадастр, Росучет, Росгосштамп или что-то в том духе, со сменой штатов, порядков, архивов. И опять все запутается.
Даже взять такой столп государственности, как МВД. В этом году ведомству исполнится 210 лет. С тех пор его столько раз реформировали и перестраивали до основания, даже без революций, что министерство просто не узнать. По большому счету, ничего однозначно плохого в этом нет: жизнь не стоит на месте, государственный аппарат тоже должен меняться, подстраиваясь под новые условия. Закон эволюции распространяется и на чиновников. Зато нотариусы должны быть живыми мастодонтами. Чтобы почти не менялись.
Расписка из 18 века
В качестве примера авторы нотариального проекта берут Францию с ее вековыми устоями. Пример из истории: в 1772 году Екатерина Вторая купила коллекцию барона Кроза у его наследников. Это собрание картин стало основой Эрмитажа. Никто никогда не сможет предъявить свои претензии на эту коллекцию, даже тень сомнений или недоразумений здесь не возможна - картины принадлежат России? Почему - потому что у французских нотариусов все зафиксировано. Вот ксерокопия нотариального договора из Национального архива Франции о приобретении Екатериной Второй коллекции барона Кроза. Под документом стоит подпись Дидро, который был в данном деле официальным представителем российской императрицы. Это и называется стабильность: юридическая бумага лежит в архивах, она в любой момент подтвердит права Эрмитажа.
Зато большевики, придя к власти, уничтожили нотариальные архивы. Решение было принято в 1918 году, когда новая власть находилась, по словам учебников советской эпохи, "в кольце фронтов". В протоколе обсуждения коллегии Народного комиссариата юстиции РСФСР от 18 ноября 1918 г. было сказано, что "В целях проведения в жизнь декрета о социализации и муниципализации недвижимых имуществ, уничтожения всяких следов прежней частной собственности на недвижимость и в целях использования ненужных запасов старой бумаги для переработки и обращения в бумажную массу - предложить заведующим юридическими отделами Губсовдепов передать в Совет Народного Хозяйства нотариальные архивы, архивы бывших судебных палат, окружных и коммерческих судов и уездных съездов..." (Цитата по книге: Юдельсон К.С. Советский нотариат. М. Госюриздат. 1959.) Расчет был прост, если советская власть падет и вернутся бывшие хозяева, возникнет хаос. Никто не сможет ничего доказать.
"Ленин прекрасно понимал значение нотариата, не случайно сам учился на юриста, - сказал мне один из известных и влиятельных правоведов. - Поэтому и уничтожил архивы". А мы в результаты вынуждены начинать сегодня с нуля.
Слово "нет" вне закона
Теперь надо только грамотно проработать идею. Подразумевается, что нотариус независим, но правовой контроль над ним будет усилен. Ассоциация юристов России тоже сделала некоторые замечания по поводу законопроекта. "Поскольку для большинства граждан реформа Гражданского кодекса будет связана прежде всего с изменением порядка совершения сделок с недвижимостью и оформления перехода прав на недвижимое имущество, целесообразно более точно определить соотношение между правилами о нотариальном удостоверении и государственной регистрации", говорится в документе.
В этой связи предлагается четко определить оснований возможного отказа в государственной регистрации права на основании нотариально удостоверенной сделки. Скажем, прислал нотариус пакет документов, а государственный регистратор не хочет ставить свой штамп, что делать? Случаи, когда регистратор может сказать, "не буду", должны быть прямо прописаны в законе, без недомолвок. Или быть может стоит вообще лишить регистратора права говорить "нет"? Профессионалам еще предстоит это обсудить и найти выход. Ничего неразрешимого здесь нет. А лет через сто - уверен - мы еше будем удивляться, как вообще можно было сомневаться в нотариальном благе.
Авторитетное мнение напоследок
"Объем документа настолько велик, что это привело к возникновению многочисленных "легенд и мифов" относительно содержания вносимых изменений. Как в средствах массовой информации, так и в ряде уже поступивших в комитет замечаний и предложений можно найти совершенно не соответствующие действительности утверждения об ухудшении положения субъектов гражданского права. Наоборот, в предложенных поправках вводятся дополнительные способы защиты прав и законных интересов граждан, расширяется личная свобода гражданина - заявил председатель Ассоциации юристов России, председатель комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, процессуальному и арбитражному законодательству Павел Крашенинников.