Более 60 своих живописных полотен, завораживающих буйством красок искренностью, привезла в Саранск московская художница Нателла Тоидзе. Ее персональная экспозиция, открывшаяся в Мордовском республиканском музее им. Эрьзи, ранее уже побывала в лучших музеях страны, в том числе - в Третьяковской галерее. В поездке Нателлу Тоидзе сопровождал ее супруг - знаменитый кинорежиссер Вадим Абдрашитов. Режиссер и художница ответили на вопросы корреспондента "РГ" о семье и искусстве.
Российская газета :Вадим Юсупович, Нателла Георгиевна, бытует стереотип, что две творческих личности в семье - это всегда конфликт. Считается, что в таких случаях кто-то должен жертвовать карьерой в пользу супруга. Как вы решаете эту проблему?
Нателла Тоидзе: В нашей семье такой проблемы никогда не стояло - мы всегда помогали друг другу. Благодаря этому мне удалось реализоваться не только в творчестве, но и в иной ипостаси - в качестве жены и мамы: мы вырастили двух детей - сына и дочь. Наши дети - полный интернационал! У них в родословной намешано столько кровей - польская, еврейская, грузинская, татарская… Мне одинаково дороги все фильмы моего мужа - потому что я в какой-то мере ощущала себя соавтором, участницей съемочного процесса: приезжала в экспедицию, видела как рождалась каждая картина. А супруг, в свою очередь, неизменно сопровождает меня в поездках и организации выставок.
Вадим Абдрашитов: На мою долю обычно выпадают две задачи: сооружение мольбертов для холстов и перевозка готовых картин. Это мой вклад в изобразительное искусство, чем и горжусь (улыбается). Кроме того, как видите, среди представленных на выставке пейзажей много "зимних" работ - а художница Нателла Тоидзе всегда пишет только с натуры. Поэтому на плэнерах в это время года я, либо сын с зятем, согреваем ее разведенным рядом костром.
РГ: Не секрет, что в современных условиях многие ваши коллеги - художники, режиссеры, актеры - порой вынуждены заниматься откровенной халтурой ради заработка. Вы оба не изменяете себе. Как вам это удается?
Тоидзе: Это очень трудно - от многого приходилось отказываться. У меня это получается, наверное, потому, что я романтик по природе своей - в нашем роду несколько поколений художников. Мой дед Мосе Тоидзе, один из учредителей советской Академии художеств, был учеником Репина. По большому счету, его в жизни не интересовало ничего, кроме искусства. То же самое можно сказать и о моем отце - скульпторе и графике Георгии Тоидзе: он буквально жил в мастерской. Ведь художнику нужно совсем немногое. Вот сейчас я просто счастлива оттого, что могу показать свои картины в музее Саранска, где находится самое большое в мире собрание произведений великого скульптора Эрьзи - это имя я знаю с детства, в нашей семейной коллекции хранилась одна из его работ.
Абдрашитов: Конечно, те крохи, которые сегодня в России сбрасываются "с барского стола" на нужды культуры - это позор. Я говорю в данном случае не только о кинематографе, а о культуре вообще - о библиотеках, театрах, музеях. Это огромная проблема. Плоды такой политики я наблюдаю на примере нынешних абитуриентов ВГИКа. В последние годы каждый раз, когда я набираю мастерскую, меня охватывает оторопь. Порой кажется: все, это плинтус, ниже уже некуда. А через пять лет выясняется, что это еще не предел...
РГ: Вадим Юсупович, вы создали 11 кинолент, каждая из которых стала событием - достаточно назвать "Охота на лис", "Плюмбум или Опасная игра", "Слуга"... Вас всегда отличало потрясающее чувство эпохи - чего стоит вышедший на экраны в 1991 году "Армавир", который получился пророческим: образ тонущего корабля стал символом грядущей гибели страны. Вы уже почти десять лет не снимаете новых картин. Почему?
Абдрашитов: Сегодня люди с чувством эпохи - это те, кто чувствует опасность уничтожения культуры и делает все возможное, чтобы этого не допустить. К счастью, они находятся, есть определенные подвижки в этом направлении. Но правовой базы - законов, которые бы стимулировали участие капитала в поддержке культуры - у нас на сегодня нет. По поводу нынешней ситуации в отечественном кинематографе можно сказать многое, но, к сожалению, разговор получится совсем уж минорным. Что касается лично меня, то в последние годы я был вынужден искать средства на достаточно дорогую по российским меркам экранизацию одной современной литературной вещи. На это ушло лет пять, но, к сожалению, в результате все закончилось ничем. Сейчас я занялся вторым проектом, более скромным с финансовой точки зрения. Рассчитываю на то, что скоро смогу запуститься и приступить, наконец, к съемкам. Заметьте - я говорю о себе. А представьте, каково сейчас молодым, начинающим режиссерам - им об этом, к сожалению, и мечтать не приходится...