03.05.2012 00:22
Общество

Фронтовое письмо солдата смогли прочитать его внуки спустя 70 лет

Солдат написал любимой с фронта, а прочитал эти строки его внук спустя 70 лет
Текст:  Марина Бровкина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №98 (5771)
Читать на сайте RG.RU

Когда Николай Минаенко уходил на фронт, Мария ждала ребенка. Она родила сына, увидеть которого солдату так и не довелось.

Письмо для Марии - полное нежности, благодарности и надежды, написанное в далеком 41-м году, через 70 лет прочитал внук погибшего.

Киевский след

"Здравствуй, Маруся! За долгое и скучное мое время спешу сообщить тебе, что жив и здоров, чего и вам желаю", - так начинается письмо рядового Минаенко. Выяснить, кто такая Мария Виличкова, к которой обращается солдат, и живы ли их родственники, взялась редакция "РГ".

Путь пожелтевшего от времени конверта в село Головатовка, что в Азовском районе Ростовской области, был непрост. В самом начале войны фашисты вывезли из оккупированного города Каменец-Подольского 1186 писем. Среди них было и письмо рядового Минаенко, который служил там в это время. Долгие годы корреспонденция хранилась в Австрии. А в феврале 2010 года Государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей через границу Украины передала из Вены в Киев эти письма. Так они оказались в киевском мемориальном комплексе "Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".

Редакция "РГ" вышла на связь с киевским музеем. Вот что нам рассказали его хранители.

- Письма, которые попали к нам из Вены, датированы июнем-июлем 1941-го, - говорит заместитель генерального директора музея Любовь Легасова. - Они были не распечатаны, не прочитаны цензурой, некоторые прошиты и даже скреплены гвоздиками. Удивительно, что фашисты решили присвоить даже частную переписку советских солдат. Что ценного увидели они в этих письмах? Мы считаем, что ответ дал доктор Густав Ольшлегер, который занимался отправкой почтовой корреспонденции в 1942 году в Австрию:

"Эта коллекция дает картину настроения советского народа в начале войны". Цинично, что военная корреспонденция столько лет пролежала в чужих архивах, ведь для нас это бесценное богатство. Сколько человеческих трагедий, искалеченных судеб в этих посланиях. Большинство авторов погибли, и чтобы почтить их память, надо вернуть письма родным и близким. Если вам удастся кого-то найти, это будет большой удачей. Мы перешлем эти письма в редакцию.

В Ростовскую область из Каменец-Подольского писали 8 человек - и гражданские, и солдаты. Мы даже не представляли, с какими сложностями столкнемся, когда решили разыскать родственников адресатов. Искали через архивы, военкоматы, по спискам избирательных комиссий, обращались в местные газеты. И только в одном случае наши поиски увенчались успехом.

Звонок из администрации Азовского района:

- Нашлась семья, которой принадлежит военное письмо. Это их бабушке писал рядовой Минаенко. Потомки солдата так и живут в селе Головатовка. Приезжайте, вручайте.

Одна и война

Супруги Сергей и Лиля Величко с нетерпением ждали конверт.

- Виличковы - это мы, - говорит Лиля. - Нас и сейчас так называют односельчане, а по паспорту - Величко. Мария и Николай - наши предки по мужской линии.

- Когда дед ушел на войну, бабушка Маша осталась в положении, - рассказывает Сергей. - Пожениться они не успели. Родственники рассказывали, что мама Марии Ивановны не привечала жениха. Величко были позажиточнее, Минаенко победнее, вроде бы из-за этого и пробежала черная кошка между семьями. Но сохранилось предание, что молодые перед самой войной успели обвенчаться. Все тогда думали, что фашистов победят быстро, 3-4 месяца - и война закончится. Дед говорил бабушке, как вернусь, махнем на всех рукой и поженимся. Но, оказалось, ушел навсегда.

Мария осталась одна. Новорожденного мальчика она назвала Николаем в честь любимого человека. Что пережила она, как справилась с отчаянием, с недоброй людской молвой? Когда село оккупировали немцы, ей с ребенком пришлось совсем туго. Жили в сарае, а в хате на постой устроился немецкий штаб. С голода не умерли только потому, что повар, когда не видели офицеры, бросал в сарай то кочерыжку, то кусок свеклы, то картошку. На этом и продержались.

- Бабушка замуж так и не вышла, сама растила сына, - рассказывает Сергей Величко. - После войны устроилась в колхоз кашеварить. Умерла в 1999 году. Николай Николаевич - ее сын и мой отец - 25 лет проработал каменщиком, строил Азов.

Голос деда

Конверт в хорошей сохранности, в нем - листок в клеточку. Почерк неразборчивый и торопливый, некоторые слова не дописаны. С разрешения родственников приводим строчки из этого письма, сохранив орфографию и пунктуацию. Вот что пишет рядовой Минаенко своей Марии.

"Хочу сообщить, что ваше письмо получил, за которое вам благодарю и получил карточку, та посмотрел, та осмихнувся и начал тщательно на вас смотреть. Но конечно я вас Маруся угадал, но а на сына смотрел смотрел и так и не вгадал почему потому что я его ищо своими глазами не видел. Но за это я благодарю, за ваше беспокойство..."

Письмо написано 30 июня, спустя всего 9 дней после начала войны. Николай сообщает Марии, "моя жизня хорошая, только то что находимся в военных условиях, но все-таки я сейчас ничем пока не обижен. Кушать фатает, работой чижолой не перегружен".

В действительности в это время фашисты уже вовсю бомбили Украину. О том, какой там был ад, можно судить по содержанию другого письма из Каменец-Подольска того же времени. Оно написано для Федора Кузьмичова, жителя Ростовской области из Дубовского района, но адресатов его пока не удалось найти. Вот выдержки из него. "Дорогие мама и папа! Собралась с духом написать вам несколько строк. Сегодня мы все еще живы. Вовочку в садик не вожу, стараемся целый день не расставаться, а ночью спим под лестницей, у двери на улицу. Звук самолета вызывает ужас. А сегодня с утра летают патрули, так Вовочка меня успокаивает: "Мамочка, не плачь, это наши, они в нас не будут бросать бомбы, а только в беляков". Заслышав самолет, все бегут к погребам или в подъезды, а у нас во дворе 21 ребенок Вовочкиного возраста. Мужаться нет сил, особенно когда видишь ужасы раненых, а особенно детей. Что будет дальше, я не знаю. Как я приду к страшному, что меня ожидает. Ехать сейчас рискованно, до Киева дней 10, и эшелоны подвергаются большим опасностям. Если бы папа смог за мной приехать... Только прошу, пишите".

А Минаенко сообщает любимой, что жизнь его спокойная и скучная. Солдат явно бережет свою Марию, не описывая ей ужас войны, в котором он оказался. Именно такие слова - спокойные и щадящие - могли помочь выстоять женщине, оставшейся с младенцем на руках в военное лихолетье.

Дороги солдата

Внук Николая Минаенко Сергей волнуется, письмо дрожит в его руках. Вместе с женой они внимательно всматриваются в поблекшие буквы на листке бумаги.

- Как воевал дед, мы практически не знаем, - говорит Николай. - Есть две версии. Возможно, он погиб в боях под Москвой в 1942-м, а может, попал там в плен.

Вместе с киевскими сотрудниками музея мы постарались восстановить военный путь рядового Минаенко. Вот что удалось узнать.

Николай Минаенко был призван в 1940 году Азовским РВК. На фронте - с первых дней войны. В июне 1941-го - участник боев на территории Украины. По одним данным, в ходе боев за Москву 28 мая 1942 года попал в плен и умер в лагере N 6 Калафат в Румынии. Однако дальнейшие поиски в архивах не подтвердили эту версию. В лагере для военнопленных погиб однофамилец Минаенко, место рождения которого - Одесса. А уроженец села Головатовка Николай Минаенко продолжал воевать. Попал в самое пекло под Сталинградом, участвовал в операции "Кольцо". Выжил в этой бойне и в составе 299-й стрелковой дивизии освобождал Украину.

Минаенко Николай Алексеевич был убит 19 декабря 1944 года под селом Яко, в 15 км западнее города Капошвар, в Венгрии. В последнем документе, который свидетельствует о его смерти, в графе "родственники" указана жена Мария Ивановна Величко. Он погиб в 26 лет.

Письмо солдата заканчивается так: "Маруся, пишите ответ поскорей. А пока - до свидания". Этому свиданию не суждено было сбыться. Своего единственного ребенка Николай никогда не увидел.

У Николая Николаевича - сына Марии Величко и Николая Минаенко - родилось трое сыновей: Александр, Сергей и Владимир. А у них - шестеро детей, у которых уже появились свои дети. И когда-нибудь они тоже прочтут письмо прадеда с войны.

Кстати

В архиве мемориального комплекса "Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" в Киеве хранятся еще сотни писем, которые пока еще так и не нашли своих адресатов. Те, чьи деды воевали с фашистами, взгляните на эти адреса, они есть на сайте музея http://warmuseum.kiev.ua/. Быть может, и вашу семью ждет письмо с войны.

История Ростов-на-Дону Юг России