Объявлена программа XXIII Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр", который пройдет в Сочи с 3 по 10 июня, и его первый лауреат: Карен Шахназаров.
Генеральный директор "Мосфильма", в этом году отмечающий свое шестидесятилетие, на открытии фестиваля получит почетный приз "Кинотавра" за вклад в кинематограф, и его фильмам в Сочи будет посвящена отдельная ретроспективная программа.
Жюри "Кинотавра", в состав которого в этом году вошли актриса Вера Глаголева и режиссеры Бакур Бакурадзе ("Охотник"), Александр Котт ("Громозека"), Анна Меликян ("Русалка), Алексей Федорченко ("Овсянки"), Николай Хомерики ("Сказка про темноту") под председательством Владимира Хотиненко, предстоит оценить четырнадцать российских картин. В их числе - "Искупление" Александра Прошкина, "Пока ночь не разлучит" Бориса Хлебникова, "Кококо" Авдотьи Смирновой, "Я тебя не люблю" Павла Костомарова и Александра Расторгуева, "Конвой" Алексея Мизгирева, "Жить" Василия Сигарева, "Со мною вот что происходит" Виктора Шамирова, "Я буду рядом" Павла Руминова, "День учителя" Сергея Мокрицкого, "Пустой дом" Нурбека Эгена, "Белый мавр или три истории о моих соседях" Дмитрия Фикса, "Рассказы" Михаила Сегала и дебютные ленты Александра Касаткина и Натальи Назаровой "Дочь" и "За Маркса..." Светланы Басковой. Уже сейчас делаются прогнозы: как между ними будут распределены восемь призов основного конкурса - за лучшую режиссуру, за лучший дебют, за мужскую и женскую роль, операторскую работу, приз имени Григория Горина за лучший сценарий, приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму и главный приз "Кинотавра", который приносит не только всероссийскую славу и международный почет (в контексте провозглашенной фестивальной политики интеграции российского кино в международный кинопроцесс), но и еще денежное вознаграждение в размере 625 тысяч рублей (минус 13 процентов налога за счет победителя).
По мнению президента "Кинотавра" Александра Роднянского, отобранные в конкурс картины - это "наиболее репрезентативные из всех снятых в России за год, которые мы считаем качественными". С уточнением: "Призы "Кинотавра" вручаются не лучшим картинам вообще, а тем, что показались интересными жюри, - сообщил Александр Роднянский вчера на пресс-конференции. - Мы не хотим быть гетто "бескомпромиссного русского артхауса" и не планируем становиться теплицей для русского "жанра". В среде кино жанрового мы пытаемся найти картины, отмеченные авторской твердостью, а среди артхауса - обнаружить фильмы, содержащие в себе усилие авторского кинематографа, долгие годы лишенного зрителя, желание научиться пользоваться инструментарием кино массового и таким - естественным - образом найти путь к зрительскому сердцу".
На закрытие "Кинотавра" приготовили фильм "Стальная бабочка" Рената Давлетьярова, который выступит не только в привычной для себя роли продюсера, но и режиссера, сняв, как характеризуют его кинодебют в новом качестве уже видевшие картину члены отборочной комиссии, "очень качественный культурный мейнстрим с хорошим сценарием и безупречными актерскими работами". "Нас упрекают в том, что мы игнорируем жанровое кино, - рассказывала программный директор Ситора Алиева. - Мы покажем жанровую режиссерскую картину Рената Давлетьярова. Очень неожиданно, что сам Ренат встал на другую стезю режиссера".
А с фильмом открытия еще ситуация не определена, - его название обещают объявить позже дополнительно. Возможно, связано это с тем, что ряд лент, которые наверняка украсили бы программу "Кинотавра", ждут ответа от крупных международных фестивалей, в регламенте которых - только мировые премьеры. В том числе "Измена" Кирилла Серебренникова и "Танец дели" Ивана Вырыпаева.
Прокомментировала программу и концептуально профессионально четкий состав жюри, в котором в этом году в главном конкурсе - актриса и режиссеры, а в жюри короткого метра - только продюсеры, программный директор "Кинотавра" Ситора Алиева:
- "Кинотавр" сегодня - это фестиваль, сосредоточенный на генерации тех режиссеров, кто был здесь, награждался и участвовал за последние восемь лет. Получилась забавная ситуация: председатель жюри Владимир Хотиненко будет находиться в жюри со своими двумя учениками - Александром Коттом и Николаем Хомерики, - они соревновались в конкурсе короткометражного кино в городе Сочи в первый год нашей работы на "Кинотавре". Мы всю эту генерацию делим на две части, одних посадили в жюри, других - в конкурс.
Я украла идею Марко Мюллера, который когда-то мне объяснял, что сегодня экспертные оценки во всем мире размыты, и очень интересно, как будут присуждены призы именно профессионалами. Это было в Венеции, и в тот год он собрал всех звезд. Мы сталкиваемся на "Кинотавре", что после сеанса один человек выходит и говорит про фильм: "Какой кошмар!", а другой - что ничего более гениального за последние десятилетия он не видел. Хочется узнать: как, каким образом, по каким критериям, с какими аргументами между собой будут договариваться конкретные лауреаты, тем более что они лауреаты международных фестивалей.