03.05.2012 16:15
Экономика

В Калуге решили, как реализовывать Стратегию развития ЦФО

Чиновники и промышленники нашли приемлемую форму реализации Стратегии развития ЦФО
Текст:  Владимир Петров (Калуга)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (5772)
Читать на сайте RG.RU

На расширенном заседании Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей ЦФО, прошедшем в Калуге, было решено унифицировать для всего округа инструменты развития, созданные в некоторых регионах и показавшие свою жизнеспособность.

Участники заседания, а оно было расширенным - с приглашением высокопоставленных региональных чиновников, сосредоточили свое внимание на роли объединений работодателей в реализации Стратегии развития ЦФО до 2020 года. По словам вице-президента РСПП Михаила Кузовлева, который вел совещание, к стратегии следует относиться как к документу, с которым "надо постоянно работать". Работать с ним желают все, но у каждого, кто собрался в этот день в зале заседаний правительства Калужской области, есть своя точка зрения как на саму Стратегию, так и на инструменты ее реализации.

Как выяснилось, с этим документом, охватывающим самые разные стороны развития округа, возникают сложности, поскольку он предполагает деятельную роль бизнеса. Та часть Стратегии, которую должны взять на себя инвесторы и владельцы средств и активов, просто огромна. На это совершенно недвусмысленно намекнул один из разработчиков проекта, гендиректор Международного центра развития регионов Игорь Меламед. Он отметил, что необходимо создать структуру, которая занялась бы претворением в жизнь плана реализации Стратегии, поскольку большая иллюзия в том, что его будут осуществлять федеральные чиновники. В качестве доказательства эксперт привел аналогичную работу на востоке страны.

Власть должна взять на себя роль помощника, не вмешивающегося в дела бизнеса, но создающего условия для его развития. В этом видит смысл государственно-частного партнерства калужский губернатор Анатолий Артамонов. По его мнению, главное - сформировать такую среду, чтобы бизнес, работающий на территории региона, не потерял "ни одного вложенного рубля, доллара или евро". Такое вполне возможно, что доказала та же Калужская область, достигнув в прошлом году роста экономики более чем на 27 процентов, а объема ВРП - на 15.

Чтобы это было под силу не только отдельным регионам, но и округу в целом, и необходимо создавать механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), уверен Игорь Меламед. Среди задач, которые надо решать усилиями ГЧП, - привлечение трудовых ресурсов в реализацию инвестиционных проектов. Эксперты, к сожалению, уверены: страну, а следовательно и ЦФО, ждет неизбежный демографический спад, несмотря на некоторое улучшение ситуации в последние годы.

Не только отдельным регионам, но и округу в целом необходимо создавать механизмы государственно-частного партнерства

Здесь, помимо создания условий для повышения средней продолжительности жизни до 72,2 года, предложен кластерный тип организации системы образования. Если в Тамбовской области создают сельскохозяйственный кластер, то и вузы, готовящие специалистов аграрного профиля, наверное, надо размещать именно там. Проще говоря, нужно "переселить" в Тамбов Московскую сельхозакадемию со всей ее учебной базой, лабораториями и преподавательским составом. То же можно предложить и Калужской области с ее автомобильным кластером - сосредоточить вузы, готовящие специалистов для автопрома, в Калуге. Так, между прочим, может быть решен и вопрос предельной концентрации трудовых ресурсов в Москве, что разгрузит ее и даст дополнительные импульсы к развитию регионов.

Насущными задачами, что отражено в Стратегии, были названы снижение энергоемкости производств, которая сейчас крайне велика, и модернизация транспортной системы, причем на счет последней есть несколько вариантов. С одной стороны, необходимо, как это будет происходить в Большой Москве, переводить органы госуправления за границы региональных центров, что освободит их от транспорта и потянет за собой развитие дорожной сети. Но, с другой стороны, при нынешней средней скорости перемещения грузов по магистралям округа в 40 километров в час никакой модернизации быть не может, а следовательно, надо строить и реконструировать трассы, а еще заполнять пустующее сейчас воздушное пространство.

В регионах нечто подобное уже задумывают. Именно в тот день, когда проходило заседание Координационного совета, члены архитектурного совета Калужской области рассмотрели несколько вариантов проекта здания городской управы регионального центра. Его планируют построить в новой зоне развития Калуги - правобережном микрорайоне. Так муниципальные власти хотят разгрузить центр в рабочее время и в конечном итоге ликвидировать пробки. Обещано, что тратить деньги из бюджета на такое строительство не потребуется.

Впрочем, еще более грандиозный проект, который вполне вписывается в схему ГЧП, был предложен совсем недавно, и пока неясно, сумеет ли область его реализовать. Всем предприятиям "традиционной экономики" посоветовали переселиться из старых корпусов в новые, которые построят в индустриальных парках на самых льготных условиях. Так они получат все преференции, которые есть у резидентов парков, и избавятся от отягощающих их активов. Есть, правда, одно условие: необходимо представить план модернизации и переоснащения современным оборудованием. И главное - населенные пункты, где эти предприятия расположены, получают огромные территории для жилищного строительства. Анатолий Артамонов, правда, посетовал на то, что такое предложение власти пока не получило отклика.

В качестве еще одного инструмента развития системы ГЧП первый замминистра экономики правительства Московской области Валерий Фильченков предложил разработать федеральный закон о государственно-частном партнерстве, который бы устанавливал общие правила. Кстати, в Московской области такой нормативный акт есть, и он помогает решать много вопросов, считает чиновник.
В продолжение его мысли о некоторых возможностях, которые дает такой закон, рассказал и директор Агентства по инвестициям и государственно-частному партнерству Воронежской области Игорь Лотков. Он привел в пример инвестиционный проект по передаче в концессию городского водоканала на 30 лет с обязательством - со стороны концессионера - инвестировать в развитие системы водоснабжения. Такое партнерство избавляет власть на долгие годы от головной боли за ситуацию в этой сфере.

Часть предложений разработчиков, касающихся таких универсальных схем, вошли и в решение, принятое советом. Например, всем территориальным объединениям работодателей было предложено активно участвовать в совершенствовании процедуры госзаказа в своих регионах, проводить его через единую электронную площадку с тем, чтобы создать одинаковую конкурентную среду в сфере госзакупок. А главная рекомендация - рассматривать государственно-частное партнерство как основную форму финансирования важных социально-экономических проектов в модернизации промышленности ЦФО.

Экономика Калуга Центральная Россия