За помощью в "Российскую газету" обратились иркутяне - жильцы дома 21 "а" по бульвару Рябикова: управляющая компания, от услуг которой они отказались, отключила свет в их квартирах, требуя погасить несуществующие долги.
- Прихожу в воскресенье вечером с работы, а у меня дома темно, - рассказала корреспонденту "РГ" Татьяна Кротевич, живущая в 123 квартире. - Что, думаю, за ерунда такая? У соседей же все горит. Звоню в единую диспетчерскую службу, и мне заявляют: "Электроснабжение в вашей квартире отключено за долги". Какие такие долги? Я исправно плачу за свет, вот квитанции. "У вас долги по коммунальным услугам. Улаживайте ваши отношения с управляющей компанией, тогда и свет включим".
Конец света
Причем "уладить отношения" Татьяне настойчиво рекомендовали с той самой управляющей компанией, от услуг которой женщина давно отказалась, а именно с "Западной".
- Какие у этой компании основания сейчас начислять мне квартплату и требовать денег? - недоумевает "должница". - Да еще такими методами? Почему нельзя разрешить проблему цивилизованно? Позвоните, предупредите - будем разбираться, что к чему. А обрезать провода, когда дома нет никого, - это просто беспредел.
Однако в "Западной" считают, что в отношении "злостных неплательщиков" вроде Татьяны только такие методы и эффективны.
- А что прикажете делать? - разводит руками генеральный директор ОАО "Западное управление ЖКС" Александр Барташов. - Вы взгляните на цифры: у людей по сорок, по шестьдесят тысяч долга. - Мы же тоже не можем бесплатно работать. О необходимости платить за услуги ЖКХ мы предупреждали - по телефону звонили, квитанции присылали, только толку никакого. Приходится действовать жестко. Но все в рамках закона. Постановление Правительства РФ №307 дает нам право ограничить или приостановить поставку одной из коммунальных услуг тем, кто не платит.
Кому платить?
Между тем, правомерность действий "Западной" вызывает сомнения. В декабре 2010 года в доме прошло общее собрание, на котором было принято решение о расторжении с нею договора управления. Несколько позже - опять же, по решению общего собрания - был заключен договор с управляющей компанией "Уютный дом". Однако "Западная", игнорируя эти решения, продолжала обслуживать дом (об это "РГ" писала октябре 2011 года). В результате люди вообще перестали понимать, кому платить. Одни считают, что деньги нужно нести в "Западную", поскольку она реально предоставляет услуги. С точки зрения других, средства должен получить "Уютный дом" - ведь именно эта компания была выбрана большинством голосов. Многие теперь вообще не платят - ждут, когда неразбериха закончится. А она никак не заканчивается.
- Мы уже и в мэрию обращались, и к депутатам, - жалуются жильцы. - Но нам сказали, что власти не имеют права вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов. И посоветовали решать проблему через суд.
Крайние жители
Но в суд собственники идти не хотят, хотя речь идет о нарушении их законных прав. Похоже, им гораздо проще поверить агитаторам (в доме созданы две инициативные группы, одна поддерживает "Западную", другая "Уютный дом"), чем самостоятельно разобраться в законодательстве. Во всяком случае, так было до отключений света. Возможно, теперь кто-то окажется готов пересмотреть свою позицию.
- Я ситуацию знаю, - кивает головой председатель думы Иркутска Андрей Лабыгин, едва услышав вопрос. - Не так давно встречался с жильцами этого дома, целая делегация была, человек восемнадцать. И то же самое: не знаем, куда платить, что нам делать, помогите. Я попытался объяснить, что это не в моей компетенции - сразу обиды: вы, мол, от нас отмахиваетесь, не хотите вмешиваться. А как я могу вмешаться? У меня полномочий таких нет. Совет в данной ситуации может быть только один: идите в суд. Выбрали вы управляющую компанию - так и не давайте себя запугать или сбить с толку. Если не получается отстаивать интересы коллективно, делайте это частным порядком. Да, это надо вникать во все, разбираться. Но никакой добрый дядя - ни старший по подъезду, ни депутат, ни мэр, ни губернатор, - никто вашей проблемы не решит. Только вы сами.
Несколько исковых заявлений о незаконном взыскании платежей "Западной" уже подано. Жильцы многострадального дома начинают понимать, что в конфликте управляющих компаний крайними остаются они. И пока точка в нем не поставлена, отрубить свет могут каждому. А потом и воду, и тепло.
Альфия Галяутдинова, адвокат:
- По своему правовому положению собственник или наниматель квартиры является потребителем услуг, в данном случае, коммунальных услуг (отопление, водоснабжение, электроснабжение, канализация), а также услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества. Жилищный кодекс России четко определяет обязанность собственника в полном объеме оплачивать указанные услуги. Одновременно жилищный кодекс четко указывает на то, что оказывать эти услуги может только одна управляющая организация и, соответственно, получать плату может только одна организация. Это полностью согласуется с одним из общих прав потребителей - незаконностью требования повторной оплаты товара или услуг.
Теперь к вопросу о том, что конкретно делать человеку, оказавшемуся внутри конфликтной ситуации, когда две или несколько организаций претендуют на управление домом и, соответственно, на его квартирные платежи. Когда трудно понять, какая из организаций "правее", когда ведутся судебные споры. Во-первых, сохранять спокойствие. Во-вторых, оплачивать услуги той организации, которая их реально предоставляет. Понять это довольно просто, подав заявку по телефону в диспетчерскую службу соответствующей компании. Если обе компании так или иначе проявляют активность, выбрать ту, с которой удобнее работать. В-третьих и главных, собирать и хранить документы обо всех платежах, впрочем, последнее следует делать всегда.
В случае, если управляющая организация выдвигает требование оплатить уже оплаченные услуги, следует подать встречное требование об учете уже произведенных платежей с приложением копий документов. Если компания решится прибегнуть к неким методам принуждения, например, отключению электроэнергии или воды, следует немедленно обращаться в прокуратуру с требованием восстановления нарушенных прав, а впоследствии - в суд за возмещением материального ущерба и морального вреда.