03.05.2012 00:33
В мире

ЕК хочет создать базу данных о пассажирах международных рейсов

Спецслужбы Евросоюза подбираются к данным об авиапассажирах
Текст:  Екатерина Забродина
Российская газета - Федеральный выпуск: №97 (5770)
Читать на сайте RG.RU

В СМИ появилась утечка о новой инициативе Еврокомиссии - создать подробную базу данных о пассажирах международных рейсов. В Брюсселе "РГ" подтвердили, что проект действительно готовится.

Предполагается, что европейские авиакомпании займутся сбором информации обо всех пассажирах, прилетающих в страны единой Европы или покидающих ее воздушное пространство. Она будет доступна местным службам безопасности в течение пяти лет и может быть предоставлена по первому требованию.

В базу попадут регистрационные данные пассажира, включая его место в самолете, а также немало личной информации - сведения о багаже, номер телефона, адрес электронной почты и даже номер кредитки, которой он расплачивается на территории ЕС. Как пишет немецкий еженедельник Der Spiegel, министры внутренних дел государств - членов ЕС одобрили эту инициативу большинством голосов. Хотя Германия, например, воздержалась, поскольку там действует закон о защите персональных данных. Противники законопроекта уверены: он грубо вторгается в частную жизнь граждан. Однако в Брюсселе, напротив, считают, что эта мера поможет бороться с терроризмом и организованной преступностью.

"Еврокомиссия действительно выступила с такой инициативой, - подтвердили "РГ" в пресс-службе комиссара по внутренним делам Сесилии Мальмстрем. - Но это предложение пока не утверждено окончательно, как раз сейчас его активно обсуждают. Нужно, чтобы проект еще одобрили Европарламент и Совет ЕС. После чего можно будет говорить о конкретных технических процедурах". Технические процедуры действительно вызывают немало вопросов. Например, как авиаперевозчики будут обрабатывать и хранить огромный поток информации. Да и вообще неясно, на каком основании их обяжут этим заниматься. Ожидается, что список авиакомпаний, участвующих в проекте, будет окончательно определен в течение двух лет.

Кстати, в 2007 году Европарламент уже отклонил подобную инициативу Еврокомиссии. Тогда Ассоциация европейских авиакомпаний назвала ее "кошмаром, чреватым операционным и техническим коллапсом". Ведь авиаперевозчикам пришлось бы связываться с национальными системами сбора данных всех 27 стран ЕС, к тому же взвалив на себя финансовые расходы. Наверняка издержки пассажирам пришлось бы оплачивать из своего же кармана - в виде дополнительных пошлин за перелет.

Пока инициатива распространяется только на международные полеты. В Брюсселе еще не решили, включать ли в базу данных внутренние авиалинии. Тем временем Европарламент утвердил другое спорное соглашение - между ЕС и США. Оно открывает американским властям расширенный доступ к личной информации обо всех клиентах трансатлантических рейсов, включая их религиозные убеждения, состояние здоровья и даже предпочтения в еде на борту самолета. Срок хранения досье на каждого пассажира не превысит десяти лет, а в случае "подозрения в причастности к терроризму" - пятнадцати. Проект поддержали 409 депутатов, 226 выступили против, еще 33 воздержались.

Цифра

70 миллионов человек ежегодно посещают страны Шенгенской зоны

Бельгия Европейский союз