04.05.2012 00:05
Культура

Гид-парк: В Большом театре поставили балет "Драгоценности"

Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №99 (5772)
Читать на сайте RG.RU

Балет "Драгоценности" Джорджа Баланчина

Большой театр, Основная сцена, 5, 6, 8, 9, 10 мая

В полнометражном наборе "Драгоценности" Джорджа Баланчина - три "сверкающие" миниатюры: "Изумруды", "Рубины" и "Бриллианты", впервые в России были представлены в Мариинском театре в 1999 году. С тех пор мода ставить "Драгоценности" не в россыпи - по одной части в наборе с другими названиями, как это было заведено в мировой практике, а в трехчастном "ожерелье", распространилась на многих сценах. "Драгоценности" поставили целиком и в Париже, и в Гамбурге, и в Милане. Настал черед и Большого театра, в афише которого уже имеются "Рубины" в сценической редакции Сандры Дженнингс.

Между тем, нынешний проект Большого театра существенно отличается от других сценических "Драгоценностей". Известно, что все постановки хореографии Баланчина в мире осуществляются в сотрудничестве с Фондом Баланчина, следящим за точностью передачи текста в соответствии со стандартами стиля и техники Баланчина. В Большом театре это правило соблюдается: над постановкой "Драгоценностей" с артистами работали педагоги-репетиторы, представители Фонда - Сандра Дженнингс, Мэррилл Эшли и Пол Боуз. Поэтому все хореографические изыски баланчинского творения, воссоздающего разные исполнительские школы: французскую - в "Изумрудах", американскую - в "Рубинах" и русскую - в "Бриллиантах", предстанут в спектакле с аутентичной точностью.

Но Большому театру была позволена неожиданная "вольность" - авторские сценография и костюмы, которые специально для этой постановки создали Альона Пикалова и Елена Зайцева. По словам худрука балета Большого театра Сергея Филина, задачей этой постановки было "возродить балет таким, каким он в принципе когда-то был увиден Баланчиным". Баланчин придумал хореографию "Драгоценностей", вдохновившись красотой изделий ювелирной фирмы Van Cleef & Arpels. Большой театр обратился к высшим директорам фирмы Van Cleef & Arpels, отправив художников и декораторов театра в Париж, в офис фирмы, чтобы они своими глазами увидели те редкие, старинные материалы, украшения и эскизы, которые были изготовлены фирмой в то время, когда творил Баланчин. В результате в Большом театре появилось новое, эксклюзивное оформление "Драгоценностей", одним из мотивов которого стали "невероятной красоты браслеты" и драгоценные камни. Обновились и канонические костюмы Варвары Карински, одевавшей в свое время баланчинских балерин. Музыкальную часть "Драгоценностей", где "Изумруды" идут под музыку Габриэля Форе, "Рубины" - под "Каприччио" Игоря Стравинского, а "Бриллианты" - под Третью симфонию Чайковского, подготовил дирижер Павел Сорокин.

Музыкальный театр