04.05.2012 00:20
Общество

Ольга Маховская: "Нестандартные" дети требуют большего внимания и заботы

Как мы относимся к "особым" детям
Текст:  Татьяна Владыкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №99 (5772)
Читать на сайте RG.RU

Наше общество все еще так незрело, что не терпит рядом "иных", непохожих, необычных людей. Это диагноз психологов. Дикая история случилась с самым большим в столице океанариумом. Детям-аутистам предложили прийти на экскурсию в санитарный день, чтобы "не вызывать жалость у других посетителей" ("Отдельный вход" "РГ" от 3 мая с.г., N 97). "Посетителям не нравится видеть инвалидов" - так обосновал отказ директор заведения Геворк Григорян. На днях он вроде бы осознал свою оплошность и пригласил детей на бесплатную экскурсию в удобное время. Но родители отказались. "Слишком болезненный случай", - объяснила родительскую обиду Татьяна Хотылева, заместитель директора Центра психолого-медико-социального сопровождения для детей и подростков, где учатся дети-аутисты. С нашим обществом происходит что-то страшное или действительно есть необходимость "фильтровать" посетителей? На эти и другие вопросы отвечает психолог Ольга Маховская.

Как бы вы отреагировали, услышав такой отказ?

Ольга Маховская: Я бы очень сурово поставила на место, напомнив, какое сейчас время. Сейчас необычным детям дается везде "зеленый свет". Ситуация настолько искусственная, что я даже понять не могу, почему директор заведения, где основные посетители - дети, вдруг начинает устраивать такие демарши. Разве что у него сработал комплекс маленького начальника.

Может быть, он просто неудачно позаботился о здоровье детей?

Ольга Маховская: Я думаю, меньше всего он заботился о здоровье. Вопрос безопасности и здоровья уже решен, потому что такую экскурсию, как правило, организовывает специалист, который более компетентен в вопросах здоровья, чем директор океанариума. Его задача - открыть для посетителей двери. "Нестандартные" дети требуют большего внимания и заботы. От воспитателей, от родителей и даже от нас, это же наши дети. Аутисты могут быть и в благополучных семьях. В любом случае на экскурсию они идут в сопровождении взрослых. И посетители даже могут не знать, кто находится рядом с ними. Скорей всего здесь сработал ужас, который вызывает любое отклонение - "ах, как бы чего не случилось". Вдруг что-то не так, кто-то напишет жалобу, или произойдет непредсказуемое что-то. Но неадекватные поступки может спровоцировать любой человек.

Давайте попробуем все-таки посмотреть на ситуацию со стороны директора, может, есть реальная необходимость "фильтровать" посетителей?

Ольга Маховская: Если пойти по этому пути, тогда надо "фильтровать" детей алкоголиков, детей мигрантов, детей матерей-одиночек. А пускать или не пускать в музей ребенка-невротика, которого никто не назовет инвалидом? Если так, то тогда вообще придется закрыть все музеи, потому что нормальных детей у нас очень мало.

Почему такое отношение вообще стало возможным?

Ольга Маховская: У нас слишком долго проводилась политика сегрегации по отношению к инвалидам. Но сегодня уже другая реальность. Они есть, они с нами, они среди нас. Самый яркий пример - это школы, где вместе с обычными детьми учатся дети с ограниченными возможностями. Есть родители, которые этому сопротивляются, но их мало. И как правило, если родитель не ведет себя цивилизованно, школа может поставить вопрос о том, если им не нравится ребенок-инвалид, можете поменять школу.

Как, на ваш взгляд, стоит вести себя организаторам экскурсий, чтобы избежать таких неприятных историй?

Ольга Маховская: Не нужно спрашивать - можно или нельзя. Надо идти. И все. Таких детей нужно вести общим ходом, без всяких согласований. Если эти дети еще и платят за экскурсию, это вообще нонсенс.

Соцсфера