"Бензиновая полиция"? Откуда вы это взяли? Сотрудник министерства экономики ФРГ был явно вне себя от гнева.
Речь идет о создании контрольного учреждения при антимонопольном ведомстве ФРГ, объяснил собеседник "РГ", успокоившись. Оно будет называться "Ведомство по рыночной прозрачности". Ранее предполагалось наблюдать только за ценами на газ и электричество. Теперь же в связи с острой ситуацией на рынке бензина, будут взяты под лупу и цены на заправках. Все крупные бензозаправки или концерны, это еще окончательно не установлено, должны будут раз в неделю подавать сведения о количестве закупленного и проданного бензина, а также о ценах в новое ведомство. Проект закона уже подан для рассмотрения в бундестаг.
Какую ситуацию имел в виду сотрудник министерства? Вот уже несколько месяцев в Германии люди вынужденно оставляют свои машины в гаражах. На работу многие ездят на велосипеде и общественном транспорте, в отпуск предпочитают отправляться на поезде. Причина - драконовские цены на бензин.
Стоимость 95-го бензина уже доползла до 1,68 евро. На улицах, на рабочих местах, на вечеринках главная тема - нахальство нефтедобывающих концернов, которые якобы тайно договорились о высоких ценах. Некоторые партии и организации автолюбителей даже призывают к бойкоту заправок. Хотя антимонопольное ведомство и исследовало возможность сговора крупных нефтепредприятий, за руку поймать их не удалось.
Что же делать? Как сообщил "РГ" представитель пресс-службы министерства экономики, пожелавший не называть своего имени, у правительства ФРГ мало инструментов для решения возникшей проблемы. Ведь власти ни в коем случае не имеют права влиять на ценообразование. Частный сектор есть частный сектор. Понимает это и министр экономики Филипп Реслер. Однако от министра ожидались решительные действия. По всей видимости, проект закона о создании "Ведомства по рыночной прозрачности" призван немного успокоить автолюбителей. Как объяснил "РГ" все тот же сотрудник министерства, таким образом будет создан инструмент контроля за ценами, который позволит следить за ситуацией на рынке бензина. Концерны должны будут лишь сообщать о ценах, ни в коем случае не устанавливать их, подчеркнул собеседник "РГ".
В Китае не первый год ведутся дебаты о необходимости введения рыночных механизмов образования цен на энергоресурсы. Но пока подвижек в этом направлении нет. Государство - главный регулятор цен, в первую очередь это касается бензина и дизельного топлива. Китайский рынок контролируется двумя компаниями-монополистами. Поэтому правительство вольно корректировать цены в любую сторону. Конечно, существуют правила: если в течение 22 дней на мировых рынках наблюдаются изменения стоимости нефти в пределах 4 процентов, то на внутреннем рынке также происходят корректировки. Компании, занимающиеся переработкой нефти, не вправе самостоятельно устанавливать розничные цены, даже если работа идет в убыток.
В Бельгии цены на автомобильное топливо, а также мазут для отопления домов регулируются правительством. Ежедневно власти устанавливают максимальную цену на каждый вид топлива. Владельцы АЗС вправе продавать горючее ниже официальной цены, а вот превышать ценовой рубеж категорически запрещается. Цены на топливо публикуются в СМИ, что позволяет населению сигнализировать в компетентные органы о закравшихся в ценник "ошибках".
Подготовили Евгений Соловьев (Пекин), Дмитрий Косарев (Брюссель)