"Литературная учеба", N 1, январь-февраль, 2012.
Вышел первый номер за этот год одного из самых старых "советских" журналов, который был основан М. Горьким в 1930 году.
Можно было бы не обращать особого внимания на это событие, если бы...
Но - по-порядку.
В разное время "Литучеба" переживала разные времена, лучшие и не лучшие. С начала своего основания этот "литературно-критический" и (до 1991 года) "общественно-политический" журнал был задуман как своего рода "кузница" писательских "кадров". Проблема, однако, заключалась в том, что отношение к этим "кадрам" в разные эпохи советской, а затем и несоветской жизни претерпевало существенные изменения.
Романтик Максим Горький верил в то, что писателем можно научиться стать. Ради этого он создал не только "Литучебу", но и Литературный институт. И вот, сколько я помню свой опыт учебы и преподавания в Литинституте, самым ехидным вопросом, с которым обращались люди со стороны к его студентам и преподавателям, был такой: "А что, разве на писателя можно выучиться - ха-ха?"
А на композитора? А на художника? А на архитектора?
Разумеется, можно! Нельзя выучиться на Моцарта, на Леонардо и на Корбюзье. Нельзя выучиться на Толстого и Булгакова. Но на писателя - отчего же нет? Можно!
На мой взгляд, лучшие свои времена "Литучеба" переживала в 70-80-е годы, когда там печатались тексты молодых писателей с одновременным разбором их мастерами слова или известными критиками. Но была другая проблема: пробиться свежим, талантливым текстам молодых в этот журнал было очень трудно. Возможно, потому что он был еще и "общественно-политический". Тем не менее я прекрасно помню, взрыв интереса к номеру журнала, где была напечатана поэма "Новогодние строчки" Алексея Парщикова вместе даже не с разбором, а с манифестом "метаметафористов" Константина Кедрова, одного из любимейших преподавателей Литинститута, кстати. Я прекрасно помню разбор Андреем Битовым блистательной повести Михаила Попова, написанной в набоковском ключе, что было в то время весьма смело. Помню и многое другое.
С началом "перестройки" "Литучебу" несколько "понесло", как и все остальные журналы. Она оседлала модную тогда религиозную тему, стала печатать новые переводы Евангелия и что-то подобное. Тираж ее взлетел чуть ли не до миллиона, но это был опасный взлет. Это было то же время, когда в лучшем букинистическом магазине Москвы расположился автосалон. Всегда опасно, когда что-то стоит не на своем месте.
С прошлого года в журнал пришел новый главный редактор - известный прозаик и филолог, профессор МГУ Алексей Варламов. Обновился редакционный совет. Наращивает темпы созданная пять лет назад при журнале Горьковская литературная премия.
Насколько я понял идею первого номера, в журнал возвращается его главный принцип: "текст плюс разбор". Это верное решение, но вопрос состоит в том, найдутся ли сегодня интересные тексты молодых и станут ли мастера слова эти тексты разбирать за не слишком солидное вознаграждение. Первое, то есть наличие текстов, это вопрос времени. Второе, то есть участие мастеров, вопрос профессиональной чести и этики.
Журнал стал выходить в новом, более современном формате. Он необычно иллюстрирован, и в нем объявлен конкурс фотографий "Человек читающий".
В журнале есть "Персона номера" - писатель Леонид Юзефович, с которым беседует главный редактор.Что касается текстов. Не буду ничего говорить по этическим соображениям: среди них есть рассказ моего литинститутского "студиста" Андрея Урвачева с моим же разбором. Но вообще-то, и тексты интересные, и разборы внушительные - Олега Павлова, Татьяны Сотниковой, Валентина Курбатова.
Я очень хочу верить в возрождение "Литературной учебы"!