08.05.2012 00:20
Происшествия

Алексей Майоров: Полицейские на "Марше миллионов" действовали корректно и сдержанно

Полицейские действовали грамотно
Текст:  Любовь Проценко
Российская газета - Федеральный выпуск: №101 (5774)
Читать на сайте RG.RU

"Марш миллионов" окончился беспорядками. Почему это произошло и кто виноват? Эти вопросы корреспондент "РГ" адресовал руководителю департамента региональной безопасности Москвы Алексею Майорову.

Российская газета: Алексей Валентинович,  6 мая планировалось шествие по Большой Якиманке на участке длиной не более километра и митинг на Болотной площади. Маршрут, не раз отработанный и оппозицией, и властями. И вдруг  - такое развитие событий…

Алексей Майоров: Я сам согласовывал заявку на проведение "Марша миллионов" и  во время проведения акции находился на месте событий. Поэтому со всей ответственностью заявляю: все условия, которые были оговорены с ее организаторами, нами были выполнены. Подготовлен маршрут, оказано содействие в установке громкоговорящей аппаратуры на Болотной  площади, где должен был пройти митинг.  Предприняты все необходимые  меры безопасности для предотвращения провокаций и охраны здоровья как горожан, так и самих организаторов.

Смотреть фоторепортаж Сергея Савостьянова

Но случилось непредвиденное: координатор движения "Левый фронт" Сергей Удальцов и группа его сторонников устроили сидячую забастовку и начали  не допускать других людей,  пришедших принять участие в акции, на Болотную площадь. То есть человек 100 уселись  прямо на мостовую и заявили СМИ, которые тут же кольцом окружили их, что не сдвинутся с места. Ряд общественных деятелей, как например, депутат Госдумы Геннадий  Гудков и другие, попытались вступить с ними в контакт. Но не получилось, так как ни  Сергей Давидис, ни Удальцов не откликнулись. Правоохранительные органы в это время по громкоговорящей связи напоминали, что  участники мероприятия должны пройти на место митинга. Но им не давали хода.  А далее они попытались изменить маршрут и пойти по Большому Каменному мосту. Одновременно   начали физически воздействовать на представителей органов безопасности. Другими словами, вступили в открытый конфликт, что и привело к  последовавшим беспорядкам.  В ход с их стороны  пошли древки знамен, какие-то железяки, откуда-то взявшиеся камни… Пострадали полицейские,  несколько журналистов. Например,  представителя телеканала НТВ даже  пришлось выводить из этой теряющей  человевеческий облик толпы. И все-таки мы еще раз попытались призвать Сергея Удальцова к благоразумию.  И снова безрезультатно.

 РГ: Чем это объясняется?

Майоров: Лично я вынужден думать, что организаторы акции заранее ставили перед собой не те цели, которые объявляли в своей заявке: выразить свое отношение к парламентским и президентским выборам, которые они считают нелегитимными. Их настоящей целью, очевидно,  и была сидячая забастовка и беспорядок вокруг нее, хотя во время согласования акции они брали  на себя ответственность взаимодействовать с властями и правоохранительными органами в организации мероприятия и обеспечении порядка и безопасности участников во время его проведения.  

РГ: А как вы оцениваете действия правоохранительных органов?

Майоров: Полицейские  действовали не просто адекватно сложившейся ситуации, но  исключительно корректно и сдержанно.  Они лишь  отвечали на выпады нарушителей общественного порядка, пытаясь минимизировать угрозу для всех участников  акции. И даже когда в их сторону полетели камни, не использовали никаких спецсредств для того, чтобы остановить это бесчинство. Защищаясь от бесчинствующей группы и защищая людей, оказавшихся в  зоне удара, полицейские снова и снова предупреждали организаторов акции  по громкоговорящей связи о недопустимости такого поведения. Между тем, в гуще "Марша миллионов" оказались  женщины, молодежь, которые вряд ли  предполагали такой сценарий. Мы предложили  всем желающим покинуть место акции через живой    коридор, образованный полицейскими  для их безопасности. Так что у каждого участника с самого начала обострения ситуации был выбор: остаться на месте событий или покинуть  площадку. К 20.00 Болотная площадь и улица Большая Якиманка были полностью освобождены. Сами организаторы объявили о завершении акции еще раньше: до 18.00.

РГ: Какие выводы вы сделали для себя из случившегося?

Майоров: Выводы еще  предстоит  всесторонне анализировать. Сделано ведь было немало для того, чтобы участники акции  открыто выразили свою позицию  и в то же время не нарушили покоя многомиллионного города. Прокуратура Москвы, в  частности, еще до начала мероприятия вынесла предостережение, чтобы они не отклонялись от заявленных целей акции. Но это все-таки случилось. И теперь дело уже  за следствием, которое внимательно изучит все обстоятельства произошедшего и лишь после этого правоохранительные органы вынесут  вердикт о том, кто какую ответственность должен за это понести. Ну, а нам,  принимающим заявки на подобные мероприятия,  надо  думать, что еще можно  сделать для того, чтобы никто не страдал от необдуманных поступков мизерной кучки людей. В любом случае, всегда нужно учитывать и подобный вариант развития событий, какой произошел на Большой Якиманке  и продумывать  дополнительные меры для поддержания порядка в городе и обеспечения безопасности для здоровья и жизни москвичей.

Охрана порядка Правоохранительная система Внутренняя политика Москва Столица