08.05.2012 01:50
Власть

Владимир Рыжков: Сильное гражданское общество - гарантия от авторитарного режима

Программа-минимум для неравнодушных
Текст:  Владимир Рыжков (сопредседатель Республиканской партии)
Российская газета - Федеральный выпуск: №101 (5774)
Читать на сайте RG.RU

Сильное гражданское общество - гарантия от авторитарного режима. Ужесточение авторитаризма всегда означает наступление на гражданское общество. А активизация гражданского общества неизбежно наносит крейсеру авторитаризма смертельные пробоины. Демократические преобразования последних 20 лет оказались неудачными именно из-за слабости гражданского общества. В итоге государство передало всю власть бюрократической вертикали, которая освоила множество способов обогащения. Главными из них стали расхищение бюджета и нелегальный бизнес, записанный на родственников и друзей.

В 90-е годы, когда обрушилась советская экономика, общество свалилось в массовую бедность. Львиная доля населения выживала благодаря подачкам от государства. Патернализм был главной идеологией масс, доминировали левые настроения. Средний класс исчез. В этих условиях гражданское общество не двинулось дальше зачаточных форм. Хотя были и успехи - развивались партии, парламент был местом для дискуссий, обретали свое лицо регионы и муниципалитеты, расцвела пресса. Шли поднятые волной перестройки реформы.

В 2000-е годы взятый курс на "сильное государство", под которым понималось государство чиновников и силовиков, многие из этих слабых ростков, представляющих угрозу монополии бюрократической вертикали на власть, были уничтожены. Больше всего пострадали ТВ, парламент, суды, регионы и местное самоуправление, партийная и избирательные системы. Кроме горстки оппозиционеров и интеллигентов, никто шума не поднимал - гражданское общество было слабым, а тут еще подоспели экономический рост и рост доходов, позволившие провозгласить политику Путина успешной.

Однако историки и политологи знают - рост экономики и доходов, хоть и идут на пользу общему развитию страны, но одновременно играют против режимов бюрократического авторитаризма. С ростом экономики и доходов начинает расти средний класс, в первую очередь - в крупных городах. И очень скоро он - образованный, активный, самостоятельный - предъявляет свои претензии государству: спрос на верховенство закона и эффективные институты. Начинает требовать полноценного, а не суррогатного политического представительства. Происходит быстрое формирование гражданского общества, НПО и партий, накапливается опыт горизонтального взаимодействия граждан, растет доверие между людьми. Авторитарный режим начинает слабеть, отступать под давлением гражданского общества, идти ему на уступки и, наконец, падает. У общества открываются возможности для создания эффективных демократических институтов, включая политическую конкуренцию, независимый суд, свободу СМИ, местное самоуправление. Так было в Чили и Испании, начинаются похожие процессы в Китае. Теперь этот "процесс пошел" и в России - знамением чего стали массовые протесты городских слоев в декабре - марте ("Движение Декабристов 2.0").

За десятилетие экономического роста в России, впервые за много лет, сформировался массовый средний класс, который продолжает быстро расти и осознавать свои общественные и политические интересы. Численность среднего класса оценивается сегодня специалистами ЦСР не менее чем в 1/3 от взрослого населения, 40% работающего населения и почти половину населения крупных городов. Эти десятки миллионов граждан быстро политизируются, их протестные настроения растут, в том числе благодаря Интернету и соцсетям, по числу пользователей которых Россия вышла на первое место в Европе. Резкое снижение результатов на выборах тех, кто еще недавно верил в вечную народную любовь, - следствие этих социальных процессов.

Неправы те, кто считает, что протесты захлебнулись, что власти удалось стабилизировать свою поддержку и избавиться от политрисков. Это не так. Наоборот - процесс снижения поддержки, делегитимации институтов власти будет продолжаться, выливаясь в акции протеста как в центре, так и на местах (пример - Астрахань), а результаты "партии власти" на выборах будут все хуже.

Причин две - крепнущее гражданское общество не устраивает факт лишения граждан политического представительства. А также присущие бюрократическому авторитаризму пороки - произвол, коррупция, кумовство, фактическая неподотчетность и неподсудность чиновников. Каждое новое проявление произвола и коррупции вызывает все более острую реакцию в обществе, ставя вопрос о несовместимости сложившихся правил игры с потребностями развития страны.

Судя по статьям и выступлениям Путина, он не намерен отказываться от созданной системы. Частичные уступки власти (политреформа Медведева) не разрешат фундаментального противоречия между взрослеющим гражданским обществом и нынешним политрежимом. В условиях упорства властей в сохранении отжившего свой век статус-кво в ближайшие 2-3 года будет нарастать конфронтация гражданского общества и властей по пяти направлениям:

1) Честные выборы. Власти будут как прежде пытаться контролировать ход и итоги выборов, отсекая неугодных кандидатов и принуждая голосовать "как надо" зависимые слои населения. Общество в ответ будет все больше консолидироваться вокруг кандидатов от оппозиции, организовывать наблюдение, проводить акции протеста, включая несанкционированные митинги и голодовки. В итоге власть проиграет эту "войну" - ее кандидаты будут чувствовать политобреченность.

2) Полицейский и судебный произвол. Верховенство права - второе требование гражданского общества. Число скандалов в судах и полиции, острота реакции общества будут расти. Все больше будет возникать инициатив по защите прав незаконно арестованных и осужденных (таких как "Русь сидящая" Ольги Романовой). В обществе будет возрастать нетерпимость к конкретным полицейским начальникам и судьям, нарушающим закон (пример - судья Ольга Боровкова, вынужденная недавно даже сменить фамилию).

3) Коррупция. Самое наглядное зло, характеризующее бесконтрольность бюрократии. Достоянием гласности становятся все новые факты расхищения бюджета, вывода миллиардов долл. за рубеж, коррумпированности госаппарата - от самого верха до самого низа. Нетерпимость к коррупции становится национальной идеей, число и качество антикоррупционных инициатив и расследований будет расти.

4) Свобода слова и деятельности НПО. Если первые 10 лет власть легко могла цензурировать ТВ, покупать медиахолдинги, интернет-ресурсы, то теперь это вызывает растущее возмущение в обществе. Граждане требуют, чтобы СМИ стали "местом для дискуссий". Рунет стал мощной альтернативой "зомбоящику". Попытки усилить контроль над ТВ или цензурировать Интернет вызовут острую конфронтацию, в которой власть проиграет. Острую реакцию будут вызывать атаки властей на независимые НПО.

5) Экология, и шире - среда обитания. Времена безнаказанного загрязнения Байкала, вырубки лесов, строительства трубопроводов через заповедники, уничтожения исторической застройки проходят. Движение охраны среды обитания, начатое защитниками Байкала и Химкинского леса, набирает силу по всей стране. Общество все больше востребует качество жизни, качество среды обитания.

* * *

Честные выборы, верховенство закона для всех, обуздание коррупции, свобода слова, защита исторического наследия и окружающей среды - такова стратегическая программа быстро взрослеющего российского гражданского общества. У "вертикали власти" нет шансов одержать верх над перешедшим в наступление гражданским обществом. "Мельница истории мелет медленно, но стирает в порошок". Власть или возглавит процесс "Пяти Великих реформ", или скоро вынуждена будет капитулировать.

Позиция