09.05.2012 19:02
В мире

"РГ" побывала в Каракалпакстане на фестивале "Асрлар садоси"

Корреспондент "РГ" побывал в Каракалпакстане на фестивале традиционной культуры "Асрлар садоси"
Текст:  Евгения Цинклер
Читать на сайте RG.RU

Музей в пустыне

Столица Каракалпакстана город Нукус - это смешение небольших многоэтажек и домиков с тандырами во дворах, неторопливая река Амударья и горячий пустынный ветер. А еще - музей искусств, ошеломляющий своими богатейшими фондами. Здесь, вдали от мегаполисов и насыщенной культурной жизни, почти на границе Узбекистана с Туркменистаном, хранится коллекция произведений русского авангарда, уступающая по объему и значимости лишь петербургскому Русскому музею.

О создателе уникальной коллекции Игоре Савицком в Нукусе говорят с почтительным придыханием. Оказавшись в 1950-х годах в Каракалпакии, искусствовед и этнограф влюбился в здешний пепельно-песочный колорит и остался навсегда, отказавшись от удобств и перспектив столичной жизни. Всю оставшуюся жизнь Савицкий посвятил изучению каракалпаков (народа численностью немногим больше миллиона) и постоянному собирательству. Довольно быстро ему удалось сосредоточить в Нукусе прекрасную коллекцию декоративно-прикладного искусства Каракалпакии и археологических экспонатов Древнего Хорезма. Но самое удивительное - это то, что затерянный в пустыне город стал средоточием русского авангарда. В период "бульдозерных выставок" Игорь Савицкий покупал и привозил из Москвы и других городов Союза тысячи работ художников-изгоев. Окруженный пустыней каракалпакский городок именно благодаря своей отдаленности как нельзя лучше подошел для хранения отвергнутых режимом полотен. Благодаря этому историческому парадоксу нынешняя коллекция советского авангарда в нукусском музее превышает 50 тысяч единиц.

Еще 15 лет назад туристы по здешним музейным залам ходили очень редко, и само помещение музея было в довольно плачевном состоянии. Но в постсоветское на развитие музея стали пускать немалые деньги. Несколько лет назад коллекция Савицкого переместилась в новое здание, а из-за возросшего потока туристов даже пришлось увеличить количество авиарейсов в Нукус (самолет летит сюда чуть больше часа из Ташкента и около четырех часов из Москвы). Но самые частые гости здесь все-таки французы, которые прозвали нукусский музей "Лувром в пустыне".

Собственно, музей стал одним из поводов, по которым Каракалпакстан стал центром фестиваля "Асрлар садоси" ("Эхо веков"). С одной стороны - это повод напомнить о богатом культурно-историческом содержании и туристическом потенциале региона, с другой - возможность в очередной раз обратить внимание на Приаралье как зону экологического бедствия: проблема высыхающего Аральского моря - главное, о чем говорят местные жители.

В пылу и в пыли

К крепости Тупрак-кала надо долго ехать через пустыню Кызылкум. В первых веках нашей эры здесь находилась столица Древнего Хорезма - с жилыми районами, храмами и роскошными дворцами. В оплывших глиняных стенах и сейчас можно угадать очертания зала танцующих масок, оленьего зала, зала воинов и побед. Люди ушли отсюда еще полторы тысячи лет назад, с тех пор главные обитатели царских покоев - ящерицы и скорпионы.

В дни фестиваля у подножия цитадели впервые за многие века раскинулись юрты, окрестности заполнились гомоном праздничной толпы, а на стенах крепости встали воины - так же, как они стояли во времена Древнего Хорезма, охраняя покой мирных жителей.

И так же, как многие столетия назад, в центре праздника - кони. Невероятной красоты и грациозности ахалкетинцы бегут так, будто вовсе не касаются земли ногами. Впрочем, у коннозаводчиков этому есть рациональное объяснение: необычный аллюр помогает лошади легко ходить даже по зыбучим пескам, а идеальный облик - следствие того, что ахалектинцы не имели скрещиваний с другими породами вот уже пять тысяч лет.

- Хороши, - кивает коренастый каракалпак, глядя на сказочных коней. - Хороши, но бесполезны. Таким красавцем только любоваться, холить и беречь. В долгий путь на нем не отправиться, в купкари не победить.

Купкари - народная конная игра, сохранившаяся в пугающе первозданном виде. Всадники бороются за обезглавленную тушу козла. Побеждает тот, кто принесет ее к финишу, не дав отбить соперникам. Здесь участвуют совсем другие кони: крепкие и низкорослые - затем, чтобы легче было подбирать тушу, если она упадет на землю. Экипировка у наездников тоже своеобразная - стеганые ватные штаны и… танковые шлемофоны.

- Козел весит 45 килограммов. Чтобы подхватить его на скаку и удерживать, всаднику нужны и сила, и ловкость, и чувство единого целого с конем, - объясняют мне. - Толстая одежда тоже неспроста: в пылу борьбы наездники бьют кнутом не только коня, но и друг друга, а для защиты головы нет ничего лучше шлемофона.

Следить за состязаниями непросто. По сигналу судьи десятки всадников срываются с места и моментально тонут в непроглядных клубах пыли. В какой момент определяется победитель, неопытному зрителю не понять. Самый лучший наездник уводит с собой ценный приз - высоченного одногорбого верблюда злобного вида.

Бойцы крылатые и рогатые

Еще одно специфическое восточное развлечение - петушиные бои. Ценители описывают петухов бойцовской породы как "красавцев с ярким оперением, пышными хвостами и высокими алыми гребнями". На самом деле так выглядят только самые молодые драчуны. Чем опытнее и закаленнее в боях петух, тем меньше на нем перьев и больше ран, нанесенных чужими острыми клювами.

Длинноногие и длинношеие птицы выходят на ринг в сопровождении хозяев. Чтобы битва не теряла накала, они то и дело брызгают на петухов водой, раззадоривая их и заставляя активнее наскакивать на соперника. Длиться это может довольно долго. На вопрос, как определяется победитель, судья пожимает плечами:

- Сама увидишь. Когда петух поймет, что проиграл, он просто убежит, и хорошо еще если хозяин успеет его догнать.

Но побежденный петух не убегает. Он устало опускает крылья и отказывается продолжать драку. Владелец победителя подхватывает героя на руки и бережно обтирает его белым платком, который сразу же розовеет от петушиной крови.

Бараньи бои не менее живописны, но проходят значительно быстрее. Круторогие мускулистые красавцы совсем не похожи на обычных, идущих на мясо и шерсть барашков, которые отарами пасутся в каракалпакских долинах. Искусство выращивания боевых баранов передается из поколения в поколение, а к состязаниям их готовят как настоящих спортсменов: специальное питание, пробежки, тренировки. Бараны важно выходят на ринг, по отмашке рефери разбегаются и с глухим стуком сталкиваются лбами. Иногда достаточно двух-трех атак, чтобы более слабый сдался и, признавая свое поражение, повернулся к победителю спиной.

Прет-а-порте среди песков

Когда спадает жара, и стены Тупрак-калы желтеют от заходящего солнца, здесь разворачивается совершенно неожиданное действо - показ национального платья посреди пустыни. На подиум выходят каракалпаские красавицы в этнографических одеждах - таких же, как носили их далекие прародительницы, - и в современных костюмах с национальным колоритом.

На тонких девичьих шеях позвякивают тяжелые металлические украшения, вечерний кызылкумский ветер драпирует живописными складками яркий шелк. Сидящая рядом немолодая узбечка вполголоса рассказывает мне легенду о создании хан-атласа, гордости национального ткачества:

- Давным-давно один хан влюбился в юную дочь художника и решил сделать ее своей пятой женой. Расстроенный отец пришел к правителю с просьбой отступиться. Тот поставил, казалось, невыполнимое условие: создать к утру нечто настолько прекрасное, что затмило бы красоту девушки. В слезах художник пришел к арыку и вдруг увидел в нем отражение радуги, при дуновении ветерка она разошлась рябью и явила чудный рисунок. По этому образу к утру художник соткал необычайную ткань: яркую, как радуга, прохладную, как горный воздух, и легкую, как облако. Потрясенный правитель велел назвать ткань "хан-атлас", то есть ханский шелк. А дочь художника вышла замуж за прекрасного юношу и жила в любви.

Прямая речь

Мариника Бобоназарова, директор Музея искусств имени Игоря Савицкого:

- Культурным брендом мог бы стать сам каракалпакский фольклор, основанный на богатой событиями истории края. Например, раньше здесь царил матриархат, была армия из воителей-женщин - не случайно названия многих крепостей имеют женский род. Существует легенда, что именно это спасло Каракалпакию от захвата Александра Македонского. Когда он понял, что ему предстоит, он сказал: "Я не буду сражаться с женщинами. Если я одержу победу, это не принесет мне особую радость. Если проиграю - будет несмываемый позор".

Справка "РГ"

Фестиваль традиционной культуры "Асрлар садоси" ежегодно проводится в различных исторических и культурных центрах Узбекистана по инициативе возглавляемого Гульнарой Каримовой Фонда Форума и под эгидой ЮНЕСКО. Его цель - презентация народных традиций и обычаев, прикладного искусства, национальной кухни, фольклора, а также туристического потенциала регионов страны. Одна из обязательных составляющих фестиваля - научно-социальная. Так в этом году в рамках "Асрлар садоси" прошел круглый стол "Приаралье: исторические, экологические и социальные аспекты развития региона", собравший около ста специалистов. Заканчивается фестиваль фееричным гала-концертом под открытым небом. С 2008 года центрами фестиваля становились Кашкадарьинская и Ташкентская области, Хива и Бухара.

Узбекистан