10.05.2012 00:20
Культура

Юрий Богомолов: Канал "Россия" исчерпал возможности сериала "Тайны следствия"

Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №103 (5776)
Читать на сайте RG.RU

Незначительный промежуток времени между праздником солидарности трудящихся и торжествами по случаю Дня Победы вместил в себя несколько сериалов, из коих я бы отметил "Ялту-45" на Первом и новый сезон "Тайн следствия" на "России".

* * *

Отмечаю их не потому, что они выделяются своими выдающимися художественными достоинствами. Просто их можно было смотреть. Такое не часто случается в последнее время, если говорить о сериальных линейках на федеральных каналах.

Конечно, "Ялта" Тиграна Кеосояна не столь колоритна, как "Одесса" Сергея Урсуляка в "Ликвидации", но все-таки... Есть детективная интрига, что разыгрывается на знакомом историческом фоне с участием известных исторических персонажей. Есть запомнившиеся лица героев. Есть несколько хорошо сделанных сцен и ролей. Так что в порядке, если не развлечения, то отвлечения "Ялта" была вполне приемлемым зрелищем.

Также как и новый набор следственных мероприятий, осуществленных Марией Швецовой и ее верными операми. "Дела" были в меру таинственны. Следователи - в меру догадливы, никого не пытали, не избивали. Каждая новелла заканчивалась хеппи-эндом. Это то, что надо массовому зрителю вечернего прайма... Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что канал исчерпал возможности "Тайн следствия". Сначала он его замылил бесконечным количеством повторов. Нынче этот сериал катится по инерции. Анна Ковальчук играет свою героиню по инерции. По инерции она мила и обаятельна. По привычке не торопится определиться с версией преступления, лежащей на поверхности. По традиции категорически не согласна со своим дураком прокурором-начальником. И по закону жанра всегда права.

* * *

Каналы редко способны расстаться вовремя с рейтинговыми жилами. Еще реже им удается набрести на что-то существенно отличное от повседневной репертуарной рутины.

Таковым, на мой вкус, оказался цикл "Исторические путешествия Ивана Толстого". "Путешествия" стартовали еще прошлым летом в пушкинские дни рассказами, так или иначе связанными с именем поэта. И тогда же мне довелось обратить внимание на то, что в отечественном эфире появился новый рассказчик, в компании с которым интересно коротать поздний прайм. Из историко-литературного далека стали всплывать имена забытых коллекционеров книжных редкостей.

На минувшей неделе "Путешествия" продолжились серией рассказов о литературных мистификациях, из которых особенно интересной мне показалась та, что была поведана в видеофильме "Злые сонеты Гийома дю Вентре". Может, потому, что с одним из мистификаторов мне довелось в студенческие годы лично познакомиться. Он преподавал во ВГИКе. Уже позабылись его лекции о звукографии, но он сам остался в памяти и теперь, как я понял, в сердце. От него исходила такая увлеченность жизнью вообще и культурой (а также наукой) в частности, что невозможно было поверить, будто за его спиной - ГУЛАГ.

Из повествования Ивана Толстого мне стало понятно, как этому политзеку удалось не просто выжить физически, но и сохранить в такой эстетически совершенной гармонии душевное здоровье. В соавторстве с Ю.Н. Вейнертом (тоже политзеком, но только с еще более трагической судьбой) они сочинили не только никогда не существовавшего французского поэта Гийома дю Вентре, но и его стихи, впоследствии изданные и на французском, и на русском языках.

Творческий дар полезней от всех болезней и самых тяжких невзгод как личного, так и общественно-политического характера. В чем можно было убедиться совсем недавно на примере документально-художественного фильма "Нота" Олега Дормана.

У автора "Подстрочника" были возможности множить подстрочники биографий иных замечательных людей уходящей эпохи. Он не поехал по рельсам формата, который ему однажды так удался. Он не стал сочинять подстрочник жизни и судьбы замечательного музыканта Рудольфа Баршая. Он сочинил в сотрудничестве с прототипом своего героя фугу, где развивается и переплетается несколько тем: биография, интерпретация 10-й симфонии Малера, работа над окончанием неоконченного создания Бетховена.

...Иван Толстой замечательный рассказчик. У нас на ТВ не так их много было в прошлом. В первую очередь - Ираклий Андроников. Затем - Григорий Ярон. Еще Юрий Лотман. В наши дни - Сергей Соловьев, Анатолий Смелянский, Александр Архангельский... Теперь вот Иван Толстой. А кто еще? С кем еще можно было бы скоротать вечерний прайм?..

У Олега Дормана другая стезя. Он не столько рассказчик, сколько исповедник в широком смысле этого слова. Потому предпочитает не появляться в кадре в своих документальных по внешним приметам фильмах. По сути же его "Подстрочник" и "Нота" - художественные сочинения.

* * *

В преддверии Дня Победы наше ТВ по традиции наполнит вещательную сетку-авоську уже не раз показанными фильмами и сериалами о войне. Премьер немного. Была одна - "4 дня в мае", да ее телеканал НТВ в последний момент изъял из эфира. "По просьбе трудящихся", как было сообщено пресс-службой канала. Знаем мы эти просьбы. Помним мы эту формулировку. Смею надеяться, что сегодня телезрители "Культуры" смогут увидеть документальный цикл молодого режиссера Андрея Зайцева "Моя великая война", о котором у меня будет возможность поговорить несколько позже.

ТВ и сериалы