Президент России наконец подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 16 Федерального закона "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, в закон о госкорпорации "Российские автомобильные дороги" вносится изменение, в соответствии с которым при разработке программы деятельности компании на долгосрочный период учитываются решения правительства о заключении концессионных соглашений, а также иных гражданско-правовых договоров на осуществление дорожной деятельности в отношении федеральных трасс, переданных или передаваемых "Автодору" в доверительное управление.
Как пояснили корреспонденту "РБГ" в ГК "Автодор", до внесения правок в закон о концессиях действующее законодательство предусматривало только систему прямых платежей за пользование объектами, построенными в рамках концессии. Новая редакция законов вводит возможность использования эксплуатационного платежа (когда возврат средств концессионеру обеспечивает государство при обязательном условии соблюдения определенных закрепленных контрактом параметров содержания и ремонта дороги на протяжении всего срока действия концессии).
Новая редакция федерального закона также создает законодательную базу для использования модели контракта жизненного цикла. Тем самым создается механизм, при котором государство гарантирует инвесторам возврат средств и таким образом стимулирует приток внебюджетных инвестиций в проекты по строительству, содержанию и ремонту дорог (и других объектов, которые могут стать предметом контракта жизненного цикла). С другой стороны, данная схема гарантирует ответственность инвесторов (в том числе - финансовую) за состояние объекта концессии на протяжении всего срока действия такого долгосрочного контракта.
С другой стороны, считает автор портала "Склад законов" Владислав Артамонов, закон о концессиях именно в части привлечения инвестиций как раз и не работает. И "косметические" изменения, которые сейчас внесены, положение дел вряд ли исправят. "Теоретически можно было бы уже давно начать строить нормальные дороги - необходимая законодательная база есть, деньги тоже имеются, дорожные фонды созданы, но нет на то воли и желания, - говорит Владислав Артамонов, - действующая система управления дорожным хозяйством уже давно не отвечает современным требованиям. И это наперекор тому, что продолжается тенденция изменения структуры объема грузовых перевозок в пользу автотранспорта. Сегодня на него приходится больше половины грузов, перевезенных всеми видами транспорта. И еще за последние десять лет рост уровня автомобилизации в стране в пять раз превышает прирост протяженности федеральных и региональных автомобильных дорог. Но, к сожалению, ни закон о концессиях, ни закон о ГК "Автодор", не обязывают чиновников строить дороги. Они просто дают им такую возможность".