За рубежом взаимоотношения бизнеса и государства имеют богатую историю и понимаются как участие частного предпринимательства при реализации любых проектов, направленных на удовлетворение общественных потребностей. В России же понятие ГЧП юридически не закреплено и может трактоваться в различных регионах по-разному. И часто за суть ГЧП принимается любое взаимодействие бизнеса и публичного собственника. Тем не менее уже сейчас можно говорить о вполне успешном опыте реализации проектов ГЧП на региональном уровне.
В условиях курса на повышение уровня модернизации и инноваций именно инфраструктурные проекты очень важны в России. Без достаточного уровня развития инфраструктуры развитие территорий и новых направлений деятельности теряет смысл. Здесь роль партнерства наиболее очевидна, так как одной из особенностей проектов ГЧП является долгий срок окупаемости - до 20-30 лет. И не все частные компании могут позволить себе согласиться на столь долгий возврат инвестиций. В то же время долгосрочные отношения несут в себе определенные гарантии для бизнеса в рамках проекта - есть возможность дополнительных бизнес-надстроек, что увеличивает присутствие компании на региональном рынке и снижает возможную конкуренцию со стороны других участников.
За границей высокая доля проектов ГЧП реализуется с участием средств пенсионных фондов, так как долгосрочные вложения являются сутью существования НПФ. Там есть для этого сформировавшаяся как законодательная, так и практическая база. Но в России пока недостаточно развит рынок инфраструктурных облигаций. В 2011 году был поднят вопрос по поводу использования НПФ долгосрочных финансовых инструментов. Требования по гарантии сохранности и безубыточности средств накоплений НПФ состояли в том, что фонды должны сохранять сумму, которая была передана в начале года, что идет вразрез с сутью долгосрочных вложений. В настоящее время законодательство совершенствуется, и вполне вероятно, что данный инструмент найдет свое место в портфеле этих фондов.
Еще одним серьезным вопросом для обсуждения является участие иностранных компаний в рамках проектов ГЧП на территории России. Их несомненным преимуществом является большой опыт реализации таких проектов, наличие управленческого потенциала, пул технологий, серьезная финансовая поддержка.
Зачастую к наиболее крупным проектам непросто получить допуск - необходимо заручиться поддержкой серьезных партнеров среди российских игроков. Разумеется, интересно участие в больших проектах. Чаще всего это транспортные инфраструктурные проекты, которые масштабны по объему финансирования. К примеру, Внешэкономбанк финансирует проекты, стартующие от 2 млрд рублей. И здесь встает вопрос о проектах малого и среднего масштаба. Если интерес к проектам транспортной инфраструктуры всегда высокий, то к проектам в сфере жилого строительства относятся осторожно. Хотя на Западе этот сегмент ГЧП давно освоен.
В России нет массового интереса даже к средним проектам. Хотя уже можно отметить начало партнерства с Францией, которая является одним из лидеров развития ГЧП, в том числе в социальной сфере. В 2011 г. были достигнуты договоренности о дальнейшем сотрудничестве в области ГЧП российских и французских компаний. Это позволит наиболее успешно реализовывать иностранный потенциал при реализации проектов соцсферы, а российский опыт на локальном уровне поможет выявить нетипичные проблемы для компаний Запада.
В России же можно выделить Ханты-Мансийский автономный округ как пример успешного развития ГЧП в социальной сфере. Опыт региона, кроме отдельных проектов в Москве и Санкт-Петербурге, можно назвать передовым в России. Программа "Новая школа Югры" до 2013 г. предполагает создание 168 детских садов и школ. Из них 68 объектов будет профинансировано за счет средств округа.
Санкт-Петербург также лидирует по количеству проектов ГЧП. Хороший пример разумного подхода к построению взаимоотношений между участниками проекта - реконструкция аэропорта Пулково. Проект реализуется на основе концессионного соглашения без финансирования со стороны государства. Общая стоимость инвестиций составляет 1,2 миллиарда евро без НДС. Вновь построенные объекты будут принадлежать на праве общей долевой собственности инвестору и аэропорту Пулково до конца срока действия концессии, который ограничивается апрелем 2040 года (общий срок действия соглашения - 30 лет с момента вступления в силу с 28 апреля 2010 г.).
Был применен взвешенный подход к выбору иностранного партнера - Fraport AG, который имеет богатый опыт реализации инфраструктурных проектов, позволяющий преодолеть неизбежные трудности при управлении подобными активами и снизить возможные риски, поскольку с момента заключения соглашения о партнерстве частный инвестор принимает объект в эксплуатацию. Все работы по реконструкции и строительству проводятся без остановки повседневной аэропортовой деятельности. Согласованность действий партнеров позволяет выдерживать все сроки по этапам реализации проекта. В этом очень хорошо помогает администрация Санкт-Петербурга, оперативно согласуя любые вопросы, связанные с изменениями в документацию, качественно проведя контрольные функции при минимуме бюрократических проволочек.
Хоть в России сейчас нет такого опыта и масштаба применения ГЧП, как на Западе, но сам механизм пущен, к нему проявляется интерес со стороны частного сектора, а государство, в свою очередь, способствует совершенствованию законодательной базы и популяризации процесса. И при намеченном курсе к ускорению экономического роста механизм ГЧП мог бы внести в это существенный вклад.