10.05.2012 00:21
Общество

Студенты ГУ ВШЭ расскажут о современных интересах молодежи

Быть на высоте - значит быть в топе
Текст:  Елена Базина
Российская газета - Федеральный выпуск: №103 (5776)
Читать на сайте RG.RU

Вчера я узнала, что мои джинсы Armani уже не котируются. С третьего места в топ-десятке они скатились на восьмое. Зато резиновые сапоги Hunter, с которыми я уже хотела расстаться, поднялись с пятого на второе. Мода выражается в процентах: Prada лучше Gucci на столько, на сколько Frankie Morello лучше Richmond. Современной молодежи некогда и незачем разбираться в достоинствах и недостатках "товара" - она доверяет "этикетке", каковою является рейтинг. Просто и удобно, а главное - востребовано.

Востребовано настолько, что впору говорить о "рейтингомании". Оказывается, всё в мире можно измерить, выстроить в ряд, определить, кто лучше, а кто хуже, а потом поставить штамп: дескать, Кейт Мосс, конечно, красотка, но Анжелина Джоли лучшее её на две позиции.

Нас с детства учили: чтобы не ошибиться в своем выборе, надо взвешивать все "за" и "против", оценивать все плюсы и минусы. Это занимает много времени. У нас его нет. На все нужен простой и короткий ответ. Что есть женская красота? 90-60-90. Что такое идеальный мужчина? Первое место в рейтинге Forbes.

Присловье "на вкус и цвет товарищей нет" не актуально для нас. Цвет, конечно, остался, а вот вкус иметь необязательно. Можно смело носить красные туфли с зелёными носками, если это сочетание признано самым стильным в рейтинге журнала "Cosmopolitan". Нельзя считать себя некрасивым, если ты идешь в шляпе топ-1 по рейтингу Игоря Чапурина. Важно только угадать, чей рейтинг круче. Но и тут все просто: на помощь придут многочисленные рейтинги рейтингов. Новым веянием стало создание специальных сайтов, разработчики которых анализируют всевозможные топы от Васи и десятки от Маши, определяют степень их влиятельности и подсказывают, кому можно смело довериться.

Доверяя рейтингам вузов, школ, детских садов, мы упрощаем себе задачу. У молодых родителей нет времени ходить к директору или общаться с воспитателями. Топ-1 - и неважно, учат ли ребенка иностранным языкам, чем его кормят в школьной столовой, сколько спортивных площадок во дворе. Топ-1 - значит это лучшее из того, что есть. Таким образом мы подменяем содержание этикеткой, не разбираясь в сути. Реагируем только на бренд.

Рейтинги делятся на два типа. Первые основаны на информации, которую предоставляют сами организации. Здесь субъективный фактор сведен к минимуму (например, при составлении рейтинга старейших вузов). Для составления других, к которым как раз и относятся всевозможные топы популярности и красоты, используются опросы и голосования. А значит рейтинги - это всего лишь чье-то субъективное мнение.

Почему современная молодежь предпочитает больше доверять неизвестному всезнающему оку, чем своим собственным глазам? Потому что это удобно, позволяет снять с себя ответственность и экономит время. Всё меньшее количество парней и девушек остаются верны традиционному шопингу с хождением по бутикам и примерками. Зачем? Можно ведь посмотреть в интернете, что сейчас модно и заказать эту модель. Зачем самому выбирать фильм, когда рейтинг кинопоиска уже все выбрал? Зачем решать, понравилась ли книга, когда в "Новинках" уже стоит необходимое количество звездочек? Главное - быть в мейнстриме. Кстати, существуют рейтинги и для молодежного мейнстрима - быть вне мейнстрима. Альтернативные топы, десятки, двадцатки...

Кому-то рейтинги позволяют почувствовать себя вершителем чужих судеб. Так бывает, например, в рейтингах музыкальных, где предполагается активное участие зрителя в составлении топ-листа. У каждого голосующего складывается впечатление, что судьба его любимого певца или актера зависит от него лично. И тут горячий фанат, получивший "неограниченную власть" над своим кумиром, не теряя ни минуты, берется за дело: по нескольку раз на дню отправляет SMS или жмет на заветную кнопочку на сайте в Интернете. В этом случае рейтинг играет двоякую роль. Известной личности он дает возможность поддерживать интерес к своей персоне, а поклоннику - найти точку соприкосновения со своим кумиром.

Рейтингомания стала характерной особенностью нашей жизни. Всевозможные топы переводят абстрактные понятия, такие как "любовь", "доверие", "слава" в земную плоскость, где их можно увидеть, потрогать, измерить. Рейтинги так уверенно вошли в нашу жизнь, что сегодня никого не удивляет, что красота измеряется количеством лайков под фотографией, талант - числом присланных эсэмэсок, а уважение - процентом проголосовавших.

Образ жизни