10.05.2012 18:05
Культура

В Уфе звезда театра "Нур" отметила двойной юбилей

Народная артистка Башкортостана и Татарстана Резида Фахруллина отметила двойной юбилей
Текст:  Гульназ Данилова (Уфа)
Российская газета - Неделя - Башкортостан: №104 (5777)
Читать на сайте RG.RU

В Уфимском государственном татарском театре "Нур" состоялась премьера комедии Карло Гольдони "Трактирщица" ("Хозяйка гостиницы"). Этим спектаклем народная артистка двух республик - Башкортостана и Татарстана Резида Фахруллина отметила свой юбилей и 25-летие сценической деятельности.

С немалым удивлением поклонники Резиды Фахруллиной узнали, что их любимица обладает замечательным комедийным даром.

В беседе с корреспондентом "РГ" ведущая актриса театра "Нур" призналась, что и сама от себя такого не ожидала, так как больше всего играет лирико-драматические роли.

Российская газета: Резида, как получилось, что вашим бенефисом стала комедия дель арте?

Резида Фахруллина: Довольно неожиданно все вышло. Руководство театра предложило мне самой выбрать пьесу на юбилей. Я подобрала несколько, на мой взгляд, подходящих и позвонила режиссеру Олегу Скивко в Самару за советом - на какой остановиться. Мы с ним уже работали - я играла Кручинину в его постановке "Без вины виноватые".

Прослушав "весь список", он сказал: "Зачем вам это надо? Юбилей надо отметить ярким, искрометным, веселым спектаклем. Давайте поставим "Трактирщицу", где вы будете Мирандолиной. Это ваша роль!". Меня такое предложение поначалу озадачило, ведь прежде я не играла в комедиях дель арте. Но я доверилась режиссеру. Текст пьесы сама перевела на татарский, и мы приступили к работе. Искрометная роль давалась трудно. Мне все время говорили: "Отпустите себя, не думайте, хулиганьте". Я, напротив, начинала углубляться в образ. В общем, Резида что есть силы "дралась" с Мирандолиной. Во время сдачи спектакля в мой адрес было высказано немало замечаний. При этом у партнеров все получалось довольно лихо. Тогда я по-новому взглянула на себя, на Мирандолину, и после этого роль "вылепилась" буквально за день.

РГ: Каких героинь вы любите больше всего?

Фахруллина: Я сыграла больше 60 ролей. И каждая - родная, оттого что в них вкладываешь частичку себя, вдыхаешь жизнь. То, что написано автором - это одно, но на сценуто все это идет только через актера. Есть этапные роли, которые поднимали меня на ступеньку выше - например, Гульсум из спектакля "Осень", за которую я получила премию в номинации "Лучшая женская роль" на Международном фестивале "Навруз" в Казани, или Шамсигаян в спектакле "Три аршина земли". Порой встречаются такие, которые помогают открыть новые черты во мне самой. Происходит это неожиданно. На репетиции сначала ничего не понятно, и вдруг открывается глубина. Конечно, в нашей профессии многое зависит от драматургического материала и режиссера. Некоторые авторы, очень любя своих героев, не оставляют пространства для развития роли, все выражают в словах, и текст приходится сокращать, чтобы высвободить "воздух" для актера. Но есть и такие внимательные драматурги, как Туфан Миннуллин, знающие актерскую природу и дающие возможность пофантазировать.

РГ: Как вы справляетесь с режиссерским диктатом?

Фахруллина: С режиссерами я всегда нахожу общий язык. А с диктаторами мало работала. К этому типу режиссеров могу отнести разве что Линаса Зайкаускаса, который ставил в нашем театре "Три сестры. Годы спустя...". Он очень жесткий не только по отношению к актерам, но и прежде всего к себе.

РГ: Вы демонстрируете прекрасную физическую форму. Как удается ее сохранять?

Фахруллина: Особых секретов нет. До 40 лет я свободно садилась на шпагат, занималась тхэквондо, танцевала. Сейчас постоянно берусь дома за тренажеры. Это не столько необходимость, сколько потребность. Но не это главное. В момент включения в роль меняется энергетика, и я будто вхожу в другую реальность. Это удивительное состояние, знакомое каждому актеру, его трудно объяснить словами. Вот недавно я сильно простыла. Состояние было ужасное: всю колотит, температура 38 градусов, дышать не могу, а надо играть Кручинину. До спектакля 15 минут. Я взглянула на себя в зеркало - выглядела неплохо. Собралась с силами, вышла на сцену и... про все забыла. Ни температуры, ни боли. Спектакль прошел отлично. Сцена действует как обезболивающее. Но, правда, потом домой меня отвезли еле живую.

РГ: Кроме таланта перевоплощения, актерам нужна хорошая память. Вы ее тренируете какимто особым образом?

Фахруллина: Перед спектаклем обязательно проигрываю всю роль. Во время репетиции просто заучивать текст я не могу. Мне надо знать, что происходит с моей героиней на сцене, логически выстроить действие, естественно, с помощью режиссера. А так просто, по репликам партнеров, роль не сыграть. Вдруг ктото забудет точный текст и заменит фразу. Что тогда?

РГ: Из чего вы формируете своих героинь? Достаточно ли для этого только собственных качеств?

Фахруллина: Для некоторых ролей самой себя бывает достаточно. А вот если надо сыграть, скажем, ярую торгашку, естественно, идешь на рынок, смотришь, перенимаешь манеру поведения. Бывают образы, которые надо придумывать. Вообще, актеры - наблюдатели по жизни. Все, что видят, складывают "в копилочку". Пригождается все. Эту премудрость каждый актер осваивает еще на первом курсе. Своим студентам - а мы с профессором Тансулпан Бабичевой выпустили курс актеров специально для нашего театра - также давали задание: наблюдать, подмечать чтото особенное в людях, их черты характера, физические особенности. А потом выносить на уроке на показ.

РГ: Хочется ли вам перенять какието качества, которые есть у ваших героинь и отсутствуют у вас?

Фахруллина: Да, например, от той же Мирандолины хотелось бы взять немного женской стервозности (смеется).

РГ: Какова, по вашему убеждению, главная функция театра: воспитательная или развлекательная?

Фахруллина: Конечно, воспитательная, хотя зрелищность тоже нужна. Но я считаю, что зритель в театре должен искать и находить ответы на свои вопросы, пищу для души. Спектакли должны побуждать людей думать. И я рада, что это получается. Однажды после спектакля "Одинокая" мне показали запись в книге отзывов. Одна зрительница написала: "После этого спектакля я, скорее всего, сохраню свою семью".

РГ: Что вам ближе из ролей - современность или классика?

Фахруллина: Все зависит от драматургии. Почему классика бессмертна? Потому что поднимаемые проблемы актуальны, как будто происходят здесь и сейчас. И два века назад, и сегодня человек мучается теми же вопросами.

РГ: Вы сыграли все, о чем мечтали?

Фахруллина: Далеко не все! Хочется разноплановых ролей. Но пока играю то, что придумано для меня режиссерами. И мне этого мало. Иногда говорю им: "Я и бабушку могу играть, и колхозницу, я ведь девочка деревенская, коров доила в детстве, маме помогала".

РГ: Как вы выбрали свою профессию, что привело вас на сцену?

Фахруллина: Я родилась и выросла в Илишевском районе. В семье нас было пятеро. Мама Альбина Миргалимовна работала в колхозе, отец Равиль Ханифович - нефтяник, ближе к пенсии тоже занялся сельским хозяйством. Искусство окружало меня с детства. Родители были очень музыкальными людьми, пели. Папа участвовал в художественной самодеятельности, играл на гармошке, учил нас танцевать. В училище искусств я вначале училась на вокальном отделении, а затем, не закончив его, поступила на актерское отделение в Институт искусств. Вокальные данные особенно пригодились в музыкальных постановках. Одним из первых спектаклей театра "Нур" были "Башмачки". Там только у моей героини - 12 арий. Тогда, в 1992 году, своего здания театр еще не имел, спектакли мы играли в ДК РТИ, пели под оркестр, без микрофонов. И ничего, справлялись.

РГ: В семье вы единственная актриса?

Фахруллина: Да. Сын Вадим - инженерпрограммист. Вообще никто из родственников не имеет отношения к театру, но на постановки ходят всегда.

РГ: У вас растет внучка Альбина. Хотели бы вы, чтобы она пошла по вашим стопам?

Фахруллина: Пусть все будет так, как должно быть. Специально готовить ее "в артистки" не хочу. Наша профессия невероятно тяжелая. Чтобы служить театру, стать актером с большой буквы, надо посвятить ему себя полностью.

Прямая речь

Гюзель Акбердина,

режиссер, лауреат театральной премии Республики Татарстан имени Сиразиева, постановщик спектакля "Любовь на троих":

- Резида Фахруллина - актриса большого формата. Когда начались репетиции по пьесе Рея Куни "Слишком женатый таксист", опасались, сможет ли она сыграть экзальтированную английскую даму. Роль очень эксцентричная, а Резида Фахруллина - мастер русской психологической школы, связанной с раскрытием глубоких драматических образов. Думали, что в стилистике английской комедии ей будет тяжело. Однако, будучи профессионалом высшей пробы, она выдала "на гора" именно то, что я ожидала как режиссер и чего требовал драматургический материал.

Резида Фахруллина - одна из редких актрис, способных на создание широкой палитры образов и характеров. При этом она никогда не забывает, что она Актриса. Всегда грациозна, красива, подтянута и готова к работе.

Драматический театр Башкортостан Башкортостан