В ближайшие годы финансовые показатели региональных и местных органов власти ухудшатся, несмотря на высокие нефтяные доходы. Спасти ситуацию не смогут и растущие налоговые доходы. К таким выводам пришли аналитики "Stantard&Poors".
- Мы полагаем, что в 2012 году текущие расходы в среднем увеличатся еще на 13%, в то время как доходы, вероятно, вырастут лишь на 10% по сравнению с уровнем прошлого года, - говорит аналитик агентства Борис Копейкин. - Тем не менее считаем, что в среднем текущий профицит региональных и местных органов власти останется высоким - около 7,5 процентов в 2012 году, а дефицит не превысит 4 процентов.
По прогнозам агентства S&P в ближайшие несколько лет по мере усиления давления на расходную часть бюджетов разрыв между территориями с самыми высокими и самыми низкими финансовыми показателями еще больше увеличится.
Аналитики полагают, что в условиях слабой системы выравнивания бюджетной обеспеченности и перераспределения доходов многим более слабым российским регионам будет все труднее поддерживать текущие профициты бюджетов в 2012-2014 годах. По имеющейся у S&P информации, в правительстве пока не рассматривается возможность проведения масштабной реформы системы межбюджетных отношений. И в ближайшие два года расширения применения механизмов поддержки регионального сектора, как это было в предыдущие годы, не будет.
По мнению директора Института реформирования общественных финансов Владимира Климанова, сейчас бессмысленно изобретать какие-то новые стимулы для поддержки территорий. Эксперт полагает, что о реформе межбюджетных отношений можно говорить только тогда, когда будет ликвидирована зависимость бюджета от нефти. "Сейчас же имеющимися инструментами что-то принципиально изменить крайне сложно, - полагает Климанов. - Можно решить лишь частные вопросы по отдельным проблемам".
Аналитики S&P также прогнозируют, что правительство продолжит оказывать адресную поддержку отдельным территориям в индивидуальном порядке. О чем идет речь? Скорее всего, имеются в виду различные институты развития, через которые идут вливания из федеральной казны. Свежий пример - создание специальной корпорации на Дальнем Востоке и Восточной Сибири, при помощи которой будут установлены особые порядки жизни и работы на 60% территории России. По данным экспертов, сейчас обсуждается федеральный закон, который будет регулировать реализацию инвестпроектов под эгидой госкомпании в республиках Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Забайкальском, Камчатском, Красноярском, Приморском, Хабаровском, Алтайском краях, Амурской, Иркутской, Магаданской, Сахалинской и Еврейской автономной областях и Чукотском автономном округе.
Сокращений перечислений из федерального бюджета в регионы в этом году, скорее всего, не будет. Несмотря на то что изначально в бюджете на 2012 год закладывалось сокращение на 20 процентов по сравнению с 2011 годом, правительство пока продолжает вести поддерживающую политику. Тем не менее, как полагают аналитики, подобная политика в отношении межбюджетных отношений будет зависеть от динамики доходов федерального бюджета, которые сильно зависят от цен на нефть.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич отмечает другую тенденцию - федеральные власти расширили использование непрозрачных трансфертов, не регулируемых никакими правилами. "В итоге в прошлом году был зафиксирован трехкратный рост иных межбюджетных трансфертов и восьмикратный рост прочих безвозмездных поступлений", - отмечает Зубаревич. "Иные трансферты" выделяются на множество разных целей, но более 70% (151 млрд руб.) израсходовано на реализацию программы модернизации здравоохранения в регионах, в основном на закупку медицинского оборудования. Наиболее неравномерно распределяются по регионам "прочие безвозмездные поступления", объем которых достиг 115 млрд руб., что сопоставимо почти с третью объема дотаций на выравнивание и 3/4 дотаций на сбалансированность, рассказала Наталья Зубаревич. По оценкам эксперта, помимо Москвы, крупным получателем прочих поступлений стал Ямало-Ненецкий АО (15 млрд руб., или 11% доходов его бюджета), более 2 млрд руб. получили Сахалинская область (4% доходов ее бюджета), Ханты-Мансийский АО и Кемеровская область (1,3-1,6% доходов).
По доходам и расходы. В 2012 году расходные обязательства регионов будут расти, уверен Борис Копейкин. В этом году регионам придется нести полное годовое бремя затрат, связанных с повышением заработной платы, а также справляться с дополнительным увеличением расходов в связи с политическими предвыборными обещаниями. Поэтому аналитики агентства S&P прогнозируют дальнейший быстрый рост расходов в 2012 году - более чем на 13 процентов.
Эксперты полагают, что структура затрат мало изменится. В 2011 году основными приоритетами были здравоохранение и образование. В исследовании S&P за прошлый год также отмечен рост капитальных расходов - на 26%, а в 2012 году их доля составит уже 17%. "Очевидно, что за кризисные годы капиталка сильно сократилась, - считает Климанов. - Сейчас она немного стабилизировалась, но резкого роста, который отмечался в 2007-2009 годах, ждать не приходится".
В 2012-2014 годах все регионы, в зависимости от финансовых показателей можно будет разделить на несколько категорий. Самые богатые будут способны демонстрировать высокие показатели. Относительно сильные, скорее всего, смогут сохранить уровень дефицитов на невысоком уровне благодаря взвешенному финансовому управлению.
Группе самых слабых территорий, сидящих на федеральных перечислениях, придется сократить расходы. В эту группу входят, например, регионы Северного Кавказа, получающие более половины своих доходов в виде перечислений из федеральной казны.
Остальные 40 процентов регионов, попавшие в группу относительно слабых, будут изобретать способы противодействия давлению на расходную часть бюджета.